Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Управление образования Администрации Ленинского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение - детский сад №40
620142, г.Екатеринбург, ул.Белинского, 130 А
Тел.:+7(343)2951828, e-mail: mdou40@eduekb.ru
ПРИНЯТО
Решением Педагогического совета
МБДОУ – детский сад № 40
Протокол № 1 от 30.08.2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
МБДОУ – детский сад № 40
_____________ И.Л.Никулина
Приказ от 30.08.2024 г. № 84
ПОЛОЖЕНИЕ
о предоставлении образовательных услуг для детей
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),
в том числе детей-инвалидов
в электронном и дистанционном обучении
Екатеринбург, 2024
1. Общие положения
1.1. Организация и содержание обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ), в том числе детей-инвалидов в дистанционном режиме или на дому в
Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении – детский сад
№ 40 (далее – МБДОУ) регламентируется следующими нормативно-правовыми
документами:
- Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.;
- Письмом Министерства образования и
науки Российской Федерации от
10.12.2012 г. № 07-832 «Методические рекомендации по организации обучения на дому
детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
- Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» от 02.07.2013 г.
№185-ФЗ;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
- Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» от 02.07.2013 г.
№185-ФЗ;
- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Уставом МБДОУ.
1.2. Дистанционное обучение - способ организации процесса обучения, основанный на
использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий,
позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта
между педагогом и воспитанником. Дистанционная форма обучения при необходимости
реализуется комплексно с традиционной, семейной и другими, предусмотренными
Федеральным законом «Об образовании в РФ», формами его получения.
1.3. Обучение на дому — это получение образования, при котором освоение
адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования
осуществляется вне дошкольного образовательного учреждения. Обучение проводят
педагоги образовательной организации, к которой прикреплен ребенок.
1.4. Цель дистанционного обучения и обучения на дому детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе детей-инвалидов - создание специальных
условий обучения и воспитания, учитывающих особые образовательные потребности
детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и
дифференциации образовательного процесса для их успешной социализации, обеспечения
их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных
видах профессиональной и социальной деятельности.
1.5. Основными принципами организации дистанционного обучения и обучения на дому
являются:
- принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов
всех участников образовательных отношений с помощью специализированной
информационно-образовательной среды (в том числе, официальный сайт МБДОУ,
официальное сообщество «ВКонтакте», электронная почта, образовательные онлайнплатформы, видеоконференции, вебинары, облачные сервисы, электронные пособия,
форумы WhatsApp, Telegram, онлайн-занятия c помощью Сферум, и другие);
- принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы
нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных
условиях образовательной деятельности;
- принцип гибкости, позволяющий участникам образовательных отношений
работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время, и в дни непосещения
занятий воспитанниками по неблагоприятным погодным условиям по усмотрению
родителей (законных представителей) и в дни, пропущенные по болезни или в период
самоизоляции и карантина;
- принцип модульности, позволяющий использовать воспитаннику и воспитателю,
педагогу необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие
учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов;
- принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений
обучающихся;
- предоставление воспитанникам возможности освоения образовательных
программ непосредственно по месту их жительства или его временного пребывания
(нахождения);
- обеспечение полноты реализации образовательных программ по видам
деятельности и усвоения обучающимися обязательного минимума содержания
образовательных программ за уровень дошкольного образования, выполнения
федеральных государственных образовательных стандартов.
1.6. Настоящее Положение определяет порядок организации дистанционного обучения и
обучения на дому детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ),
в том числе детей-инвалидов (далее - дети-инвалиды) в МБДОУ, которые по состоянию
здоровья временно или постоянно не могут посещать МБДОУ.
2. Задачи организации дошкольного образования детей с ОВЗ, в том числе
детей-инвалидов дистанционно и на дому
2.1. Обеспечение щадящего режима проведения образовательной деятельности
дистанционно и на дому.
2.2. Реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного
образования, рекомендаций территориальной психолого-медикопедагогической комиссии
(далее – ТПМПК).
3. Организация процесса дистанционного обучения или обучения на дому детейинвалидов в МБДОУ.
3.1. Предоставление образовательных услуг в дистанционном режиме или на дому
осуществляется на принципе добровольного участия детей с ОВЗ, в том числе детей
инвалидов на основании заявления родителей (законных представителей) при наличии
рекомендаций, содержащихся в соответствующем заключении психолого-медикопедагогической комиссии, либо в индивидуальной программе реабилитации ребенкаинвалида, разрабатываемой федеральным учреждением медико-социальной экспертизы
(далее - рекомендации специалистов). Дистанционное обучение детей-инвалидов и
обучение на дому осуществляется индивидуально.
3.2. Для организации предоставления образовательных услуг в дистанционном режиме
или на дому детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов осуществляет следующие
функции:
- проводит мероприятия по обеспечению информационно-методической поддержки
дистанционного обучения детей с ОВЗ;
- осуществляет организацию методической и психолого-педагогической помощи
родителям (законным представителям) воспитанников с ОВЗ, в том числе детейинвалидов в процессе дистанционного обучения или обучения на дому;
- информирует родителей (законных представителей) о порядке и условиях
дистанционного обучения детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов или обучения на
дому. 3.3. Основанием для организации индивидуального обучения детей с ОВЗ, в том
числе детей-инвалидов в дистанционном режиме или на дому является: письменное
заявление родителей на имя заведующего МБДОУ, медицинское заключение лечебного
учреждения, рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии
(далее – ТПМПК).
3.4. Родители (законные представители) детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов,
желающие обучать детей с использованием дистанционных образовательных технологий
или на дому, представляют в МБДОУ следующие документы:
- заявление по форме;
- копию документа об установлении инвалидности;
- справку о рекомендованном обучении ребенка с ОВЗ, в том числе ребенкаинвалида на дому;
- медицинское заключение специалистов государственного медицинского
учреждения (по ведущему диагнозу ребенка) об отсутствии противопоказаний для
длительной работы на компьютере;
- заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее
– ТПМПК).
3.5. Заведующий МБДОУ издает приказ об организации индивидуального обучения дому
в дистанционном режиме, которым назначаются педагоги для осуществления
образовательного
процесса,
устанавливаются
сроки
обучения,
определяется
индивидуальный учебный план и календарный график. Контроль за организацией
образовательного процесса возлагается на заместителя заведующего.
3.5.1. Семье на период индивидуального обучения на дому предоставляется бесплатно
дидактическое пособие, развивающие игры.
3.5.2. Организация образовательного процесса регламентируется:
- учебным планом;
- календарным учебным графиком;
- расписанием образовательной деятельности;
-разработкой
индивидуального
образовательного
маршрута
с
учетом
психофизического развития и индивидуальных возможностей ребенка-инвалида.
3.5.3. На каждого обучающегося ребенка с ОВЗ, в том числе ребенка-инвалида заводится
журнал, где педагоги записывают даты, содержание занятий и количество часов.
3.6. С целью обеспечения прав воспитанника на получение качественного образования
формы обучения и объем образовательной нагрузки воспитанника могут варьироваться в
зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей
и состояния здоровья детей с ОВЗ.
3.7. Содержание учебно-методического комплекса, позволяющего обеспечить освоение и
реализацию АООП ДО при организации дистанционного обучения детей с ОВЗ или
обучения на дому, должно соответствовать федеральному государственному
образовательному стандарту дошкольного образования.
3.8. С учетом технических возможностей, при наличии согласия МБДОУ и
педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс с ребенком с
ОВЗ, в том числе с ребенком-инвалидом, рабочее место оснащается аппаратнопрограммным комплексом и обеспечивается доступом к сети Интернет в МБДОУ.
4. Кадровый состав МБДОУ
4.1. Педагогические работники МБДОУ:
- учитель-логопед;
- воспитатели;
- музыкальный руководитель;
- инструктор по физической культуре;
- педагог-психолог
4.2. Педагогические работники:
- осуществляют выбор вариантов проведения образовательной деятельности с
учетом рекомендаций, полученных от лечебного учреждения, ТПМПК;
- составляют индивидуальный образовательный маршрут;
- обеспечивают уровень подготовки обучающихся детей с ОВЗ, в том числе детейинвалидов и несут ответственность за реализацию адаптированной основной
образовательной программы в полном объеме;
- заполняют журнал обучения на дому.
5. Права и обязанности участников образовательного процесса
5.1. Права и обязанности воспитанников, осваивающих адаптированные образовательные
программы с использованием дистанционных образовательных технологий и
обучающихся на дому, определяются законодательством Российской Федерации.
5.2. Получение образовательных услуг в дистанционной форме и обучение на дому
возможно по всему комплексу занятий, предусмотренных учебным планом
адаптированной основной образовательной программы (далее - АООП). Выбор занятий
может осуществляться родителями (законными представителями) по согласованию с
МБДОУ.
5.3. Получающие образовательные услуги в дистанционном режиме или на дому имеют
все права и несут все обязанности, предусмотренные законом Российской Федерации «Об
образовании» и Уставом МБДОУ, наравне с воспитанниками других форм дошкольного
образования, могут принимать участие во всех проводимых МБДОУ развивающих,
культурных и, спортивных мероприятиях.
5.4. Отчисление воспитанника, получающего образовательную услугу в дистанционном
режиме или на дому производится приказом заведующего МБДОУ после расторжения
договора о получении образования в дистанционной форме или истечения срока его
действия.
6. Права и ответственность
Участники образовательных отношений – педагогические работники, дети с ОВЗ, в том
числе ребенок-инвалид, родители (законными представителями).
6.1. Ребенок-инвалид имеет право:
- на получение дошкольного образования в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
- на уважение человеческого достоинства, свободу информации, свободное
выражение собственных взглядов и убеждений;
- на моральное поощрение за успехи в получении дошкольного образования.
6.2. Родители (законные представители) имеют право:
- знакомиться с ходом и содержанием коррекционно-образовательного процесса;
- защищать законные права ребенка-инвалида;
- обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к МБДОУ;
- присутствовать при проведении образовательной деятельности;
- вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса: по
составлению расписания занятий, по составлению индивидуального учебного плана с
учетом способностей и интересов ребенка.
6.3. Родители (законные представители) обязаны:
- соблюдать условия Договора между родителями (законными представителями) и
МБДОУ;
- уважать честь и достоинство работников МБДОУ;
- выполнять рекомендации педагогических работников;
- поддерживать интерес ребенка к образованию;
- соблюдать расписание занятий и находится в часы, отведенные для проведения
занятий, дома;
- ставить педагогов в известность о рекомендациях врача, особенностях режима;
- соблюдать расписание занятий и находится в часы, отведенные для проведения
занятий, дома;
- ставить педагогов в известность о рекомендациях врача, особенностях режима;
- создавать условия для проведения занятий, способствующих адаптированной
основной образовательной программы дошкольного образования;
- своевременно, в течение дня, информировать МБДОУ об отмене занятий по
случаю болезни и возобновлении занятий.
6.4. Родители (законные представители) несут ответственность: - за невыполнение и
ненадлежащее выполнение договорных обязательств; - за достоверность представляемых
сведений о состоянии здоровья ребенка. 6.5. Педагогический работник имеет право: выбирать форму проведения образовательной деятельности; - обращаться к заведующему
ДОУ и педагогическому коллективу за методическими материалами, информационной и
правовой поддержкой на этапах взаимодействия; - обращаться за помощью и
информационной поддержкой к специалистам психолого-педагогического консилиума
ДОУ
6.6. Педагогический работник обязан:
- соблюдать условия Договора между родителями (законными представителями) и
МБДОУ;
- разрабатывать и выполнять индивидуальный образовательный маршрут с учетом
возможностей и потребностей ребенка-инвалида;
- знать специфику заболевания ребенка-инвалида, особенности режима и
организации домашних занятий;
- не допускать перегрузки составлять индивидуальные планы воспитательной
работы;
- своевременно заполнять журнал учета проводимых занятий и другую
необходимую документацию.
6.7. Педагогический работник несет ответственность за:
- качественную организацию коррекционно-образовательной работы;
- объективность принимаемых заключений по результатам обследования;
- соблюдение прав ребенка;
- сохранение профессиональной тайны в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
6.8. Заведующий МБДОУ имеет право:
- вносить предложения по воспитанию, обучению, оздоровлению и коррекции
нарушений развития ребенка в семье;
- отчислить ребенка-инвалида с домашней формы обучения при наличии
медицинского заключения о состоянии здоровья, препятствующего его дальнейшему
получению дошкольного образования.
6.9. МБДОУ обязан обеспечить:
- охрану жизни и здоровья ребенка: коррекцию имеющих отклонений в развитии,
осуществлять индивидуальный подход, учитывать особенности развития, заботить об
эмоциональном благополучии;
- психолого-педагогическую поддержку и сопровождение семьи;
- своевременный подбор педагогов;
- график посещения педагогов ребенка-инвалида на дому, своевременно
информировать педагога и родителей (законных представителей) о времени проведения
образовательной деятельности;
- контроль за выполнением индивидуальных образовательных маршрутов,
методику проведения индивидуального обучения, оформление документации не реже 1
раза в полугодие.
6.10. МБДОУ несет ответственность за:
- качественную организацию работы;
- соблюдение прав ребенка;
- сохранение персональной информации в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
7. Финансовое обеспечение индивидуального обучения детей с ОВЗ, в том
числе детей-инвалидов в дистанционном режиме или на дому
7.1. Индивидуальное обучение детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов в
дистанционном режиме или на дому предоставляется воспитанникам МБДОУ бесплатно.
7. 2. В случае болезни педагога администрация МБДОУ обязана произвести замещение
занятий другим специалистом.
8. Заключительные положения
8.1. Срок действия положения не ограничен.