Роль родителей при подготовке к школе.
18.05.2025
Роль родителей
при подготовке к школе.
Начало
обучения в школе влечёт за собой резкое изменение всего образа жизни ребёнка и предъявляет
серьёзные требования к его физическому и психическому здоровью. А успешность обучения будет во многом
зависеть от того, учитываем ли мы закономерности физического и психического
развития завтрашних первоклассников.
Принято
выделять три основные группы трудностей,
с которыми сталкиваются первоклассники:
1.
Трудности
в системе взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками (неумение слушать
товарища и следить за его работой, содержательно общаться со сверстниками,
согласовывать с ними свои действия).
2.
Трудности
в общении со взрослыми (непонимание вопросов учителя, его особой позиции,
специфических учебных ситуаций и учебного общения).
3.
Трудности в сфере собственного самосознания ребёнка
(завышенная оценка своих возможностей, необъективное отношение к результатам своей деятельности,
неверное восприятие оценок учителя).
Эти
три группы трудностей отражают основные стороны готовности ребёнка к школе и
школьному обучению. Итак, сформированная внутренняя позиция школьника включает
в себя следующие компоненты:
1.
Интеллектуальная готовность, которая не сводится к имеющимся у ребёнка знаниям,
умениям и навыкам. Существующие программы,
их усвоение потребуют от ребёнка умения сравнивать, анализировать, обобщать,
делать самостоятельные выводы.
Именно
поэтому ребёнка-дошкольника важнее не учить читать, а развивать речь; не учить
писать, а создавать условия для развития тонко координированных движений рук и
пальцев. Важен не объём знаний ребёнка,
а качество его мышления: учите его сравнивать, обобщать, исключать,
классифицировать и т.д.
2.
Личностная готовность – выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной
деятельности, к учителю и самому себе. Если ребёнок не готов к социальной
позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и знаний и
высокого интеллектуального развития ему будет трудно в школе. Такие первоклассники,
учатся очень неровно и ведут себя как «малыши».
К
концу дошкольного возраста ребёнку уже мало одной игры – у него формируется
стремление к общественно значимой деятельности: оно и становится предпосылкой
готовности к обучению. Постепенно ребёнок начинает нуждаться в новых источниках
знаний, в новых отношениях, его уже не удовлетворяет обычный статус маленького,
он хочет учиться. И если родители будут поощрять это стремление и
способствовать этому, то школьная мотивация сформируется, и ребёнок захочет
ходить в школу, именно для того, чтобы учиться, получать новые знания.
Ещё
один показатель личностной готовности – это самооценка ребёнка. Практически у
всех школьников с трудностями в обучении самооценка занижена. Такие дети считают, что они «малыши-плохиши».
Это тем более тревожно, потому что обычно детям шести лет свойственна завышенная самооценка, т.к. они
ещё не умеют критически оценивать себя. Получается, что заниженная самооценка –
это результат постоянного давления взрослых, их недовольства малыми успехами
ребёнка, его дурным поведением, прилежанием, трудолюбием и прочими
грехами. Неодобрение взрослых рождает неуверенность в себе, а она ведёт к
новым неудачам. Взрослые, увы, не учитывают насколько шести-семилетний ребёнок
эмоционально беззащитен, раним, как нуждается во внимании. А упрёки, насмешки и
ругань – это вовсе не поддержка!
3.
Волевая готовность – к шести годам ребёнок способен поставить цель, принять
решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определённые усилия в
случае препятствия, оценить результат своего действия.
В
6-7 лет ребёнок ещё легко поддаётся реакции, возникающей на непосредственно
действующие привлекательные раздражители, и быстро отвлекается. Именно поэтому такое большое значение имеет
для детей 6-7 лет показ, яркая картинка или слайд - всё это запоминается гораздо легче,
сильнее, чем просто рассказ.
Одними
замечаниями и окриками отвлекаемость не одолеть. Если вы хотите чему-то научить ребёнка,
необходимо создать ситуацию интересную и привлекательную. А длительно сохранить и удержать внимание к
деятельности, лишённого интереса, невозможно.
Поддерживайте
в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в
его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и
возможным трудностям помогут ребёнку подтвердить значимость его нового
положения и деятельности. Учение – это
нелёгкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь
ребёнка, но оно не должно лишать её многообразия, радости, игры.