Дополнительная общеобразовательная программа Греко-римская борьба

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 40
Юридический адрес 620142, г. Екатеринбург, ул. Белинского, 130а
ИНН 6658550653, КПП 665801001, ОГРН 1226600000703
_____________________________________________________________________________

Принята:
Педагогическим советом

Утверждаю:
Заведующий МБДОУ - детского сада № 40

МБДОУ - детского сада № 40

_________________ И.Л.Никулина

Протокол № 8-ОД от «09» января 2025г.

Приказ № 8-ОД от «09» января 2025г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
Физкультурно - спортивной направленности
«Греко - римская борьба»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации 1 год

Автор составитель: Коробков Виталий Михайлович
Педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2025
1

содержание
I.
II.
III.

IV.
V.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………….…3
УЧЕБНЫЙ ПЛАН………………………………………………....3
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………….…4
3.1. Теория и методика физической культуры и спорта………4
3.2. Общая и специальная физическая подготовка……………4
3.3. Другие виды спорта и подвижные игры…………………...7
3.4. Самостоятельная работа……………………………………7
3.5. Требования техники безопасности в процессе реализации
Программы…………………………………………………..8
3.6. Условия реализации программы…………………………...9
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЁТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ……….10
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ………..10

2

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грекоримская борьба для детей 3-7 лет» (далее – Программа) Муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 40.
Программа составлена на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Редакции Федерального закона «О
физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329 ФЗ по состоянию
на 22 июля 2013 года, Приказа Минтранспорта РФ от 27.12.2013 № 1125 «Об
утверждении особенностей организации и осуществления образовательной,
тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и
спорта».
Актуальность программы: греко - римская борьба - популярнейший вид
спорта, имеющий огромное воспитательное, оздоровительное и прикладное
значение. Занятия греко – римской борьбой в полной мере обеспечивают:
укрепление здоровья, всестороннее гармоничное развитие юных спортсменов,
привитие здорового образа жизни, необходимых условий для личностного роста
детей, нравственного воспитания, морально волевых качеств, формирование
жизненно важных умений и навыков.
Отличительные особенности программы, новизна программы: состоит в
том, что программа ориентирована не на выполнение спортивных разрядов и
участия в соревнованиях, а направлена на достижения личностного успеха
обучающихся, их социальной адаптации в обществе, а также на развитие
моральных и физических качеств ребёнка. Группы детей набираются без
предварительных требований к их физической и технической подготовке.
Целью данной программы является формирование физической культуры
личности и умений целенаправленного использования средств физического
воспитания.
Программа направлена на решение следующих задач:
Предметные:
-создание условий для гармоничного развития личности обучающихся;
-отбор одаренных детей;
-укрепление здоровья и закаливание организма;
-формирование мотивационно - целостного отношения к физической культуре и
спорту, установки на здоровый стиль жизни, потребности в регулярных занятиях
физической культурой и спортом;
-совершенствование необходимых двигательных умений и навыков в избранном
виде спорта
Метопредметные:
3

-создать условия для приобретения опыта соревновательного взаимодействия,
выработки волевых, морально - этических качеств.
Личностные:
- развивать нравственные ценности и интеллектуальные способности;
- воспитывать трудолюбие и настойчивость;
- воспитывать чувство справедливости и уважительного отношения к сопернику.
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Адресат программы: программа предназначена для воспитанников 5-7 лет.
Нормативный срок реализации Программы - 1 год, продолжительность Программы
- 8 месяцев.
Продолжительность занятий устанавливается в соответствии с санитарными
нормами и правилами. Продолжительность тренировочного занятия, при
реализации Программы, рассчитывается в академических часах (академический час
- 30 минут), не может превышать – 2-х часов в неделю.
Количество обучающихся в группе: 15-20 человек.
Основной формой тренировочного процесса являются групповые
тренировочные занятия.
Панируемые результаты:
Личностные:
-настойчивость в достижении цели, терпение и упорство;
-уважительное отношение к окружающим;
-навыки бесконфликтного общения и культура поведения;
Метопредметные:
-развитие конструктивного мышления и сообразительности, внимания,
памяти, морально – волевых качеств, координации движения, личной активности,
умения работать в команде.
Предметные:
В результате освоения программы обучающиеся будут знать:
-нормы поведения в коллективе и в обществе;
-правила техники безопасности;
-общеразвивающие и специальные упражнения;
В результате освоения программы обучающиеся будут уметь:
-выполнять учебные занятия, правильно выполнять общеразвивающие
упражнения;
-соблюдать основные правила личной гигиены;
-страховку и самостраховку.
III. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Теория и методика физической культуры и спорта

4

В содержании учебного материала выделено 4 основных темы, которые
охватывают минимум знаний. Теоретическая подготовка проводится как элемент
практических занятий непосредственно в процессе тренировочного занятия.
Теоретический материал призван сформировать у обучающихся базис,
необходимый для правильного понимания значения физической культуры в жизни
каждого человека, оценки эффективности тренировочного процесса, исходя из
поставленных целей и задач собственного совершенствования. Учебный материал
распределён на весь период программы.
Таблица 3 - Примерный тематический план по теоретической подготовке
Наименование темы, раздела теоритической подготовки
Количество часов
1. Гигиена
2
2. Техника безопасности и профилактика травматизма на
2
занятиях борьбой.
3. Общая и специальная физическая подготовка борца
3
4. Места занятий. Оборудование и инвентарь
1
ИТОГО
8
СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Раздел 1. Гигиена. Общие понятия о гигиене физической культуры и спорта.
Личная гигиена спортсмена.
Раздел 2. Техника безопасности и профилактика травматизма на занятиях
борьбой. Правила поведения в спортивном зале и на спортивных площадках.
Техника безопасности при выполнении различных общеподготовительных и
специально-подготовительных упражнений. Виды травм. Первая помощь.
Раздел 3. Общая и специальная физическая подготовка. Понятие об
основных физических качествах человека: силе, выносливости, быстроте, гибкости
и ловкости. Роль физических качеств при выполнении упражнений.
Раздел 4. Места занятий. Оборудование и инвентарь. Спортивная одежда и
обувь спортсмена, уход за ними. Оборудование залов для занятий борьбой.
Оборудование места для занятий в летнее и зимнее время.
3.2. Общая и специальная физическая подготовка
Общая физическая подготовка
Процесс планирования тренировочных занятий заключается в том, чтобы
средства, вводимые в тренировку, постепенно обновлялись и усложнялись для
расширения и пополнения запаса двигательных координаций (умений и навыков).
Сенситивные периоды у детей имеют значительные индивидуальные
колебания, связанные с наступлением биологической зрелости. С учётом этих
особенностей
следует
определять
преимущественную
направленность
тренировочного процесса.
Цель общей физической подготовки (ОФП) - в достижении высокой
работоспособности, хорошей координации деятельности органов и систем
организма, гармоничного развития обучающегося.

5

Средствами ОФП являются упражнения, оказывающие общее воздействие на
организм (ходьба, бег, спортивные игры, общеразвивающая гимнастика и др.). С
целью повышения ОФП могут использовать упражнения из борьбы.
Строевые и порядковые упражнения: действия в строю, на месте и в
движении (построение, расчёт, рапорт, приветствие, повороты, перестроения,
размыкания и смыкания строя, перемена направления движения, остановка во
время движения, шагом и бегом, переход с шага на бег и с бега на шаг, изменение
скорости движения).
Ходьба: обычная, спиной вперёд, боком, на носках, на пятках, наружном
крае стопы, разворачивая стопу (внутрь, наружу), в полуприседе, приседе,
ускоренная, спортивная, с выпадами, на коленях, на четвереньках, скрещивая ноги
выпадами, перекатами с пятки на носок, приставным шагом в одну сторону и
другую сторону и др.
Бег: на короткие дистанции из различных стартовых положений, на средние
и длинные дистанции и др.
Прыжки: в длину с места и с разбега, на одной и двух ногах, со сменой
положения ног, с одной ноги на другую, с двух ног на одну, с одной ноги на две,
вперёд, назад, боком, через скакалку, опорные через козла, коня и др.
Общеразвивающие упражнения без предметов:
- упражнения для рук и плечевого пояса: одновременные, переменные и
последовательные движения в плечах, локтевых и лучезапястных суставах
(сгибание разгибание, отведение, приведение, повороты, маховые движения,
круговые движения), сгибания и разгибания рук в упоре лёжа и др.
- упражнения для туловища: упражнения для формирования правильной осанки
(наклоны вперёд, назад и в стороны из различных исходных положений и с
различными движениями руками), пружинистые наклоны, круговые движения
туловищем, прогибания лёжа на животе, переходя из упора лёжа в упор лёжа
боком, в упор лёжа спиной, поднимание ног и рук поочерёдно и одновременно,
поднимание и медленное опускание прямых ног, поднимание туловища, не
отрывая ног от ковра, круговые движения ногами (педалирование) и др.
- упражнения для ног: в положении стоя различные движения прямой и согнутой
ногой, приседания на двух ногах и на одной ноге, маховые движения, выпады с
дополнительными пружинистыми движениями, поднимание на носки, различные
прыжки на одной и двух ногах на месте и в движении, продвижение прыжками на
одной и двух ногах и др.
- упражнения для рук, туловища и ног: в положении сидя (лёжа) различные
движения руками и ногами, круговые движения ногами, разноимённые движения
руками и ногами на координацию, маховые движения с большой амплитудой,
упражнения для укрепления мышц кистей и сгибателей пальцев рук, отталкивания
обеими руками и одной рукой от стены, пола, наклоны и повороты туловища,
упражнения для развития гибкости и на расслабление и др.
6

- упражнения на расслабление: из полунаклона туловища вперёд приподнимание и
опускание плеч с полным расслабление, свободным покачиванием и
встряхиванием рук, из положения руки вверх в стороны свободное опускание,
покачивание и потряхивание расслабленных рук, из основной стойки или стойки
ноги врозь руки вверху расслабление мышц рук, туловища и ног до положения
присев согнувшись и др.
Общеразвивающие упражнения с предметами:
- со скакалкой: прыжки с вращением скакалки вперёд и назад, на одной и
обеих ногах, с ноги на ногу; бег со скакалкой по прямой по кругу; эстафета со
скакалками и др.;
- упражнения с гантелями: поочерёдное и одновременное сгибание рук
наклоны и повороты туловища с гантелями в вытянутых руках и др.
Упражнения на гимнастических снарядах:
- на гимнастической скамейке: поднимание и опускание ног в седе углом на
скамейке; сидя на скамейке с зафиксированными ногами, наклоны назад; лёжа на
наклонной скамейке ногами вверх, руки за головой, сгибание и разгибание
туловища и др;
- на гимнастической стенке: раскачивания в висе и др.;
- на перекладине: подъём силой; раскачивание вперёд, назад, в стороны,
круговое и др.;
- на канате: лазание с помощью ног.
Специальная физическая подготовка
Акробатические упражнения: кувырки вперёд из упора присев, скрестив
голени, из основной стойки, комбинации прыжков.
Упражнения для укрепления мышц шеи: наклоны головы вперёд с упором
головы в подбородок; наклоны головы вперёд и назад с упором соединённых рук в
затылок (с захватом головы руками); наклон головы в сторону с помощью руки;
стоя на четвереньках, поднимание и опускание головы.
Имитационные упражнения: имитация различных действий и оценочных
приёмов без партнёра, выполнение различных действий и оценочных приёмов с
партнёром, имитирующим различные действия, захваты, перемещения.
Игры в касания: рассматриваются как упражнения, способствующие
развитию целой серии качеств и навыков: видеть партнёра, распределять и
концентрировать внимание, перемещаться самостоятельно, творчески решать
двигательные задачи.
Игры в теснение: это не просто выталкивание, это теснение противника
активными действиями из зоны поединка, парализуя его попытки к действию,
вынуждая к отступлению.
Игры в перетягивание для развития силовых качеств: парные и групповые
перетягивания с захватами за руки, перетягивание каната.

7

Игры с опережением и борьбой за выгодное положение для формирования
умений быстро находить и осуществлять атакующие решения из неудобных
исходных положений: лёжа на спине, животе на боку.
Игры с отрывом соперника от ковра для развития физических качеств и
формирования навыков единоборства: в разных исходных положениях, с разными
захватами, с ограничением площади передвижения.
Игры за овладение обусловленным предметом (мячом и пр.) для
формирования навыков маневрирования, сохранение позы, совершенствования
атакующих и защитных действий, развитие скоростных и скоростно-силовых
качеств.
3.3. Другие виды спорта и подвижные игры
Средствами повышения общей физической подготовки в греко-римской
борьбе служат занятия другими видами спорта: гимнастикой, футболом, регби,
гандболом и др.
Гимнастика: развивает гибкость и пластичность, улучшает координацию
движений, способствует формированию правильной осанки (упражнения на
растягивание (с партнёром и без, стоя и на ковриках, на гимнастической стенке),
строевые упражнения, базовые акробатические упражнения для развития
координационных качеств - кувырки, перевороты и др).
Футбол: развивает выносливость, мышцы ног, координацию движений, и
пространственное мышление, а также футбол повышает навыки работы в команде
и взаимопонимания (ведение мяча, передача мяча, удар по мячу).
Подвижные игры и эстафеты: Игры на внимание, сообразительность,
координацию. Эстафеты с преодолением препятствий, с предметами, прыжками и
бегом в различной комбинации, направленные на развитие скоростно-силовых
способностей и быстроты (с элементами бега, прыжков, ползания, лазания,
метаний, кувырков; с переноской, расстановкой и собиранием предметов;
переноской груза; с сохранением равновесия; со скакалками, набивными мячами,
элементами спортивных игр; комбинированные эстафеты с применением
перечисленных элементов в различных сочетаниях).
3.4. Самостоятельная работа
На самостоятельную работу воспитанников отводится 10% от общего
учебного плана. Самостоятельная работа обучающихся, контролируется тренеромпреподавателем на основании выполнения индивидуальных заданий и других форм
контроля.
Задание на самостоятельную работу воспитанников даются тренеромпреподавателем во время тренировочного процесса, а также в качестве домашнего
задания (по усмотрению тренера-преподавателя). При этом обязателен
всесторонний контроль качества выполнения задания с последующим анализом и
разбором допущенных неточностей и ошибок в выполнении данного задания.
3.5. Требования техники безопасности в процессе реализации
Программы
8

При проведении тренировочного занятия тренер-преподаватель имеет
журнал учёта работы, конспект или тезисный план занятия. Руководствуется своей
рабочей программой и инструкцией по технике безопасности при проведении
занятий по греко-римской борьбе.
Профилактика травматизма:
- осуществление постоянного контроля за состоянием мест занятий
(исправностью оборудования, вентиляции, чистотой, поддержанием норм
освещения и пр);
- тщательное проведение разминки;
- тщательное планирование занятий (последовательность тренировочных
заданий, определение величины тренировочных нагрузок и т. д);
- осуществление постоянного контроля за состоянием обучающихся;
- снижение нагрузки в случае утомления, первыми признаками которого
являются бледность, блеск глаз, перевозбуждение, нарушение координации,
ухудшение внимания, апатия, сонливость;
- соблюдение режима и здорового образа жизни;
- соблюдение всех педагогических принципов организации и построения
тренировочных занятий (доступность, постепенность, прочность, наглядность,
активность, индивидуализация и др.);
- индивидуальный подход к воспитанникам;
- оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
- постоянная воспитательная работа с обучающимися (дисциплина на
занятиях, товарищеская взаимопомощь, требовательность к себе и к своим
товарищам, максимальная собранность на занятиях, своевременное пресечение
излишней грубости, запрещенных приемов, воспитание уважения к своему
противнику, воспитание творческого отношения к тренировке и т. п.).
3.6. Условия реализации Программы
Учебное помещение соответствует требованиям санитарных норм и правил,
установленных СП-2.4.3648-20 санитарно эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения , отдыха и оздоровления детей и молодёжи.
Материально-техническое обеспечение: занятия проводятся в спортивном
зале по адресу: ул. Белинского 130а
Для реализации программы помещение соответствует следующим
характеристикам: площадь: 78,7 м2
спортивного зала: зона для хранения
спортивного инвентаря, в наличии скакалки, мячи, обручи, канат, кегли, фитболы,
спортивные коврики.
Кадровое обеспечение.
Педагог, работающий по этой программе знает основы физического
воспитания и имеет педагогическое и специальное образование. По данной
образовательной программе работает тренер преподаватель:
Михайлович, высшая категория, стаж работы 14 лет.

Коробков

Виталий

9

IV. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЁТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
По окончании Программы у воспитанников оценивается уровень физической
подготовки, целью которого является:
- установление фактического уровня практических умений соответственно
утверждённого плана.
Таблица 4 - Оценка уровня физической подготовки
№
п/п
1
2
3

Упражнения

Оценка в баллах
1
2
3
50
60
65
7,9
7,8
7,7
5
10
15

4
70
7,6
18

5
75
7,5
20

Прыжок в длину с места (см)
Челночный бег 3*10 м с хода (с)
Поднимание туловища из положения
лёжа на полу за 30 с. (раз)
Результатом освоения Программы является:
1. В области общей и специальной физической подготовки:
- развитие основных физических качеств (гибкость быстрота, сила, координация,
выносливость) и базирующихся на них способностях и их гармоничное сочетание;
- укрепление здоровья, повышение уровня функциональных возможностей
организма, содействие гармоничному физическому развитию, воспитанию
личностных качеств и нравственных чувств (коллективизм, взаимопомощь).
2. В области освоения других видов спорта и подвижных игр:
- умение точно и своевременно выполнять задания;
- умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном
выполнении упражнений.
V. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Боген М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. М.:
Физкультура и спорт, 1985. 192 с.
2. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей
человека / В.В. Бойко. М.: Физкультура и спорт, 1987. 144 с.
3. Верхошанский Ю.В.Основы специальной физической подготовки в спорте
/ Ю.В. Верхошанский. М.: Физкультура и спорт, 1988. 268 с.
4. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. М.:
Физкультура и спорт, 1977. 280 с.
5. Солодков А.С. Физиология человека: общая, спортивная, возрастная:
учебник. 2-е изд., испр., и доп. / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. М.: Олимпия Пресс,
2005. 528 с.
6. Шадрин В.М. Психологические основы формирования двигательного
навыка / В.М. Шадрин. Казань: Изд-во Казанского Ун-та, 1978. 176 с.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».