Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 40______________________________
Принята:
Педагогическим советом
МБДОУ – детский сад № 40
Протокол № 1
от «30» августа 2024г.

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ – детский сад № 40
____________ И.Л.Никулина
Приказ № 86-ОД
от «30» августа 2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественно - эстетической направленности
«Разноцветные ладошки»
(для детей от 5 до 7 лет)

Автор составитель: Осачук Александра Николаевна
Педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2024
1

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………...........3
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1. Цели и задачи реализации Программы………………………………........5
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы……………………6

1.3. Планируемые результаты реализации Программы……………………..8
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1. Характеристика содержания Программы………………………….............9
2.2. Методы, приемы, средства реализации Программы……………………11
2.3. Структура построения занятий Программы…………………………….15
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1. Организация

предметно

–

пространственной

образовательной

среды…………………………………………………………………..…………...16
3.2. Календарный учебный график……………………………………………..17
3.3. Учебный план образовательной деятельности………………………….17
3.4. Формы оценки планируемых результатов………………………………..20
3.5. Кадровое обеспечение образовательной деятельности………………….24
3.6. Методическое обеспечение программы……………………………...........27
3.7. Материально-техническое обеспечение программы…………………….29

Список литературы…………………………………………………...…….........30
Приложение.………………………………………………………………………31

2

Пояснительная записка
Общеобразовательная дошкольная программа «Разноцветные ладошки»
имеет художественно-эстетическую направленность.
За

основу

рабочей

программы

принята

авторская

программа

художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные
ладошки».

Программа

разработана

Лыковой

Ириной

Александровной

-

кандидатом педагогических наук, автором более 300 книг и художественных
альбомов. Эта программа направлена на практическое воплощение новых идей и
подходов, связанных с интеграцией разных видов изобразительных искусств и
художественной деятельности детей разных возрастных групп.
В

основу

программы

положены

многолетние

экспериментальные

исследования автора, направленные на изучение проблем художественноэстетического воспитания детей.
Актуальность.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной
из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии
формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее
становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование,
особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей
существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют
удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
• желание практически действовать с предметами, которое уже не
удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а
предполагает получение определенного осмысленного результата;
• желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно
использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Новизна и отличительная особенность.
Общеразвивающая программа

«Разноцветные ладошки» направлена на

развитие у детей творчества, исследовательского интереса, пространственных
3

представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств
различных материалов, овладение разнообразными способами практических
действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения
к окружающему. Также в процессе реализации программы у дошкольников
развивается

способность

работать

руками

под

контролем

сознания,

совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев.
Цель: создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной,
эстетически развитой творческой личности, содействовать развитию инициативы,
выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и
увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные
виды изобразительной и прикладной деятельности. Развивать познавательные,
конструктивные,

творческие и

художественные способности

в

процессе

деятельности с различными материалами. Воспитывать самостоятельность,
уверенность, инициативность, интерес к художественному экспериментированию.
Основные задачи этой программы:
Воспитательные:
воспитание художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его
истории и традициям; воспитывать в обучающихся любовь к декоративно –
прикладному искусству и творчеству; воспитывать трудолюбие, аккуратность и
терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении
работы.
Развивающие:
развивать эстетический и художественный вкус; развивать образное
мышление, внимание, фантазию, творческие способности. Способствовать
развитию коммуникативных навыков у дошкольников.
Обучающие:
познакомить

с

историей

материаловедения,

обучить

правильному

пользованию инструментами и приспособлениями; научить оформлять изделия.
Адресат общеразвивающей программы – дети от 5 до 7 лет, количество
детей одновременно находящихся в группе от 7 до 12-ти человек.
4

Режим занятий 2 раза в неделю по 25 минут для детей 5-6 лет и 30 минут
для детей 6-7 лет.
Объём - общее количество учебных часов запланированных на весь период
обучения - 288 часов.
Срок освоения общеразвивающей программы - 2 года.
Формы обучения - индивидуально - групповая, групповая. Занятия
проводятся в форме практического занятия, беседы.
Виды занятий – беседа, мастер-класс, практическое занятие.

1 Целевой раздел.
1.1.

Цели и задачи реализации Программы

Цели и задачи дополнительной образовательной программы
в старшей группе
1. Инициировать

самостоятельный

выбор

разных

способов

создания

выразительного образа (обрывание, выщипывание или сминание бумажной
формы для передачи фактуры, вырезание симметричное, силуэтное, модульная
аппликация, свободное сочетание разных техник);
2. Усовершенствовать содержание и технику прорезного декора (снежинки,
салфетки, ажурные цветы, эмблемы, символы, гербы);
3. Познакомить с ленточным способом вырезания для получения многофигурных
симметричных изображений;
4. Познакомить с новыми видами аппликации из ткани, природного материала
(листья, лепестки, семена, солома);
Продолжительность образовательного процесса 50 минут в неделю,
3 часа 20 минут в месяц.
Цели и задачи дополнительной образовательной программы
в подготовительной группе
5

1. Совершенствование навыков в создании новых цветовых оттенков;
2. Обучение пониманию принципа контрастности цветов;
3. Развитие воображения в конструировании из природного материала;
4. Освоение новых способов работы акварелью, гуашью (монотипия, трафарет,
набрызг);
5. Развитие способности целостного художественного восприятия произведений
искусства.
Продолжительность образовательного процесса 60 минут в неделю, 4 часа в
месяц.
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами,
определёнными ФГОС ДО:
 поддержки разнообразия детства;
 сохранения

уникальности и самоценности дошкольного детства как

важного этапа в общем развитии человека;
 индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых

детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
 содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка

полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
 партнерство с семьей;
 приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и

государства;
 формирование познавательных

интересов и познавательных действий

ребенка в различных видах деятельности;
Программа кружка «Разноцветные ладошки» построена также на принципах
развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом:
умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать
красоту окружающего мира, на совершенствовании речи дошкольников,

их

мышления, творческих способностей. Приоритет в обучении отдается

не

простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а
6

пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности
педагога и детей.
Реализация программы направлена, прежде всего, на обеспечение единого
процесса обучения, соответствующего раскрытию возрастных возможностей
ребенка-дошкольника. В ней предусматривается расширение и усложнение
программных задач.
Принципы реализации образовательной области «Художественно –
эстетическое развитие»:
 принцип

культурного

обогащения

содержания

изобразительной

деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей
разных возрастов;
 принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами
детской активности;
 принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и
художественной деятельности;
 принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности
(воспитание

человека,

думающего,

чувствующего,

созидающего,

рефлектирующего);
 принцип естественной радости (радости эстетического восприятия,
чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций,
эмоциональной открытости).
 принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного
содержания программы с учётом природных и климатических особенностей
данной местности в данный момент времени;
 принцип систематичности и последовательности: постановка и/или
корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от
простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к
малоизвестному и незнакомому»;
 принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания
7

программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;
 принцип природосообразности: постановка или корректировка задач
художественно- творческого

развития

детей

с

учётом

возрастных

особенностей и индивидуальных способностей;
 принцип интереса: построение и корректировка программы с опорой на
интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
1.3. Планируемые результаты реализации Программы
-

Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

-

Субъективная новизна, оригинальность и вариантность, как способов

решений творческой задачи, так и результата детского творчества.
-

Получение первых представлений о средствах художественной

выразительности в различных материалах и техниках.
-

Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для

создания художественного образа.
-

Динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с

художественными материалами с целью «открытия» их свойств и способов
создания художественных образов.
-

Выявление и осознание ребенком своих способностей.

-

Индивидуальный «почерк» детской продукции.

-

Самостоятельность

при

выборе

темы,

сюжета,

композиции,

художественной выразительности.
-

Способность к интерпретации художественных образов.

-

Расширение и обогащение художественного опыта.

-

Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в

процессе рисования.
-

Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль,

самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с
другом.
-

Приобретение

интерактивных

качеств:

инициативности,
8

самостоятельности,
фантазии,

любознательности,

образного

мышления,

наблюдательности,

склонности

к

воображения,

экспериментированию,

способности к принятию решений.
-

Развитие у детей коммуникативных навыков в процессе рисования.

-

Формирование навыков трудовой деятельности.

Оценка

результативности

программы,

сформированности

уровня

художественно – эстетического развития детей проводится раз в год (май).
Представление

результатов

практической

деятельности

родителям,

педагогам, сверстникам проводится 2 раза в год.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1. Характеристика содержания Программы
Особенности

развития детей дошкольного возраста, значимые для

реализации Программы.
У детей младшей и средней группы формируются умения:


рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники,

овалы и т. д.);


правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим

и средним, неблизко к отточенному концу (ворсу), придерживая сверху
указательным пальцем;


уметь передавать настроение в работе;



доводить начатое дело до конца;



доброжелательно оценивать свою и чужую работу.

Дети старшей группы познают:


различные приемы работы карандашом, тушью, акварелью, гуашью;



первоначальные представления об изобразительном искусстве;



основы цветоведения;



базовые знания и умения в изобразительном искусстве.

У детей старшей группы формируются умения: правильно держать
9

кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться
изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые
мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.); определять теплые и холодные,
темные и светлые цвета и их оттенки; получать простые оттенки (от основного к
более светлому); рисовать предметы с натуры и по представлению, передавая
характерные особенности (форму, строение, цвет); изображать предметы крупно,
полностью используя лист бумаги; работать в коллективе, уметь давать
самооценку.
Дети подготовительной группы познают: основные закономерности
линейной и воздушной перспективы, светотени; свойства изобразительных
материалов;правила композиции и цветоведения; пропорциональную схему
построения фигуры человека и лица человека.
У детей подготовительной группы формируются умения:


работать с натуры и по представлению в живописи и графике

над натюрмортом, пейзажем, портретом;


выбирать наиболее подходящий формат при работе над

художественной композицией;


добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;



передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;



передавать при изображении головы человека пропорции, характер

черт, выражение лица;


передавать пространственные планы в живописи и графике с

применением знаний линейной и воздушной перспективы;


пользоваться различными графическими и живописными техниками;



уметь строить композицию с выделением композиционного центра;



передавать в работе не только настроение, но и собственное

отношение к изображаемому объекту.
Примерное содержание занятия:
Порядок работы:
10

1. Вводная беседа.
2. Инструктаж к началу работы.
3. Выявление особенностей выполнения изделия.
4. Практическое выполнение изделия. Оформление.
7. Организация выставки. Презентация изделия.

2.2. Методы, приемы, средства реализации Программы.
Методы реализации образовательной области «Художественно –
эстетическое развитие»:
На занятиях используются:
 игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую
атмосферу, способствуют развитию воображения.
 методы, которые направлены на приобщение детей к искусству показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого;
 методы, которые связаны с формированием навыков художественной
деятельности - показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.
 эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
 словесные

методы

–

рассказы,

беседы,

художественное

слово,

словесные приемы

–

 наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ
образца, показ способов выполнения и др.
 метод целостного восприятия;
 метод убеждения;
 метод приучения, упражнения;
 метод побуждения к сопереживанию;
 частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной
активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших
заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со
схемами, привлечение воображения и памяти).
11

 метод проблемных ситуаций направлен на активизацию творческого
мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных
решений.
В программе для реализации задач используются приемы и методы:


Упражнения и игры, способствующие освоению детьми свойств

изобразительных материалов и правил использования инструментов (карандашей,
красок): их обследование, освоение


предметных

действий,

демонстрация

возможностей («карандаш

оставляет след на бумаге, с егопомощью можно нарисовать солнышко, и цветок, и
цыпленка»; «краска - пачкается, ею можно оставлять красивые яркие отпечатки,
кляксы, набирать на кисть, раскрашивать»), игровое экспериментирование с
материалами (мазать ладошки, набирать на кисточку краску, рассматривать
отпечатки).
 Упражнения и игры, способствующие развитию мелкой моторики
(пальчиковые игры), а также игровые упражнения на развитие умений создавать
простые формы (игровые ситуации«Наматывание нитки на клубок», «Лепим
колобки»).
 Упражнения, способствующие развитию умений связывать элементы
рисунка (мазки, линии, штрихи) с предметами окружения (штрихи - как капельки
дождя, точки - зернышки, зигзаги как горки), а также умений создавать более
сложные по способу изображения образы на основе простых (спелые яблоки,
листопад, разноцветные мячики, бублики-баранки).
 Использование приемов сотворчества (дети выполняют рисунок на
подготовленном педагогом силуэте, дорисовывают элементы) и создания
коллективных композиций.
 Применение

нетрадиционных

техник

и

материалов:

рисование

ладошками, пальцами, штампами, аппликация обрывками цветной бумаги и
дорисовка, наклеивание ватных шариков, ниток, толченой скорлупы, лепка из
разноцветного теста с нанесением рисунка штампами или последующим
12

раскрашиванием.
 Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта
детей: тактильное и зрительное обследование предметов и игрушек, называние
эталонов цвета, формы, показ обследовательских действий для создания образа;
использование настольно-печатных игр и организация упражнений («Подбери по
цвету», «Подбери по форме (размеру)», «Найди пару», «Все круглое (квадратное,
треугольное)»),

игр

с

цветными

пирамидками,

разноцветными

шарами,

составление простых композиций с помощью рамок-вкладышей, геометрических
мозаик.
 Рассматривание привлекательных игрушек, предметов быта (нарядной
посуды, одежды, ярко и интересно оформленной мебели), в процессе которого
педагог обращает внимание на сенсорные и эстетические признаки, вызывает у
детей эмоциональный отклик на яркие сочетания цвета, разнообразие формы,
красиво описывает их, вызывает чувство радости от соприкосновения с
прекрасным. На прогулке и в повседневных ситуациях следует обращать
внимание на необычные явления, предметы (цветение растений, яркость чешуи
рыбки в аквариуме, солнечный луч, блеск лужицы, пушистое белое облако).
Использование игрушек для рассматривания

и обыгрывания (матрешки,

неваляшки, свистульки), предметов народных промыслов (детская мебель с
городецкими узорами, сундучки, посуда, украшенные предметы одежды косынки, пояса, фартуки), интересные скульптурные изображения (фигурки
животных).
 Рассматривание ярких книг с иллюстрациями к русским народным
сказкам, потешкам и стихам, в процессе чтения которых педагог обращает
внимание детей на изображенный эпизод, выразительность образа, использует
интересные описания, сравнения, ассоциации с детским опытом.
Большое

внимание

уделяется

творческим

работам.

Это

позволяет

соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным
мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.
13

Приемы реализации Программы:
При проведении занятий придерживаюсь основным правилам:
-

Использование приема транслирования информации,

-

Отбор тематического содержания,

-

Главный герой рисования – ребенок,

-

Взрослый не стремится сразу исправить ребенка,

-

Педагог создает схематические изображения.



Средства реализации образовательной области «Художественно –

эстетическое развитие»:
 организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего
мира;
 общение с искусством;
 материальное обеспечение;
 учет индивидуальных особенностей ребенка;
 бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
 организация атмосферы творчества и мотивация задания;
 ознакомление детей с творчеством;
 доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности;
 активная педагогическая деятельность.
2.3. Структура построения занятий Программы
Согласно

педагогическим

принципам

образовательная

деятельность

строится, по своему содержанию соответствуя возрастным особенностям и
физическим возможностям детей.
Каждое занятие состоит из трех частей:
Вводная часть: игровая мотивация, создание интереса, пальчиковая
гимнастика.
Основная часть: практическая работа выполняется совместно с педагогом.
Заключительная часть: рассматривание и анализ готовых работ.
14

Проводятся гимнастика для глаз для снятия зрительного напряжения,
физкультминутки, пальчиковая гимнастика. Организация выставки детских работ.
Перспективный план работы кружка представлен ниже (таблица1).
Таблица 1.
Направление
деятельности
Информацио
ннометодическое
обеспечение

Работа с
детьми

Сотрудничес
тво с

Содержание деятельности (формы работы)
1.
Изучение литературы
2.
Составление плана работы дополнительной
образовательной деятельности по модулям:
рисование, лепка, аппликация.
3.
Оформление картотеки стихотворений, загадок
по темам.
4.
Создание пространства «Наше творчество».
1. Рисование простых сюжетов по замыслу.
Основы цветоведения.
2. Создание пластических образов по замыслу с
передачей особенностей внешнего вида любимых
игрушек и своего к ним отношения.
3. Знакомство с аппликацией и освоение
изобразительно-выразительных средств
бумажной пластики.
4. Освоение нетрадиционных техник рисования.
Развитие творческого воображения и чувства
юмора.
5. Создание рельефных картин. Знакомство с
солёным тестом
6. Создание узоров по мотивам народного
декоративно-прикладного искусства.
7. Знакомство со спецификой реалистичного
рисования, форма, цвет. Развитие восприятия.
8. Самостоятельный поиск аппликативных
способов изображения фигур.
9. Рассматривание вспомогательных материалов:
кисти, краски, пластилин, соленое тесто и др.; их
обследование.
10. Беседа о технике безопасности в работе с
различными инструментами.
11. Изготовление и вручение подарков мамам, папам,
сотрудникам детского сада.
12.Оформление выставок детских работ.
1. Анкетирование родителей.
2. Консультации, рекомендации на родительских

сроки
В течение
года

Согласно
плану
работы
кружка

Октябрь
2 раза в год
15

родителями

собраниях
3. Участие в изготовлении поделок на выставку.
4. Помощь в подготовке и организации выставок
поделок, их посещение.

В течение
года

3.

Организационный раздел

3.1.

Организация развивающей предметно – пространственной среды

Для реализации Программы организуется предметно – пространственная
среда (в дальнейшем – РППС). РППС должна отражать полный процесс
образовательной деятельности ДО с учетом индивидуальных особенностей
детей.

Развивающая

характеристик,

предметно-пространственная

среда

состоит

из

необходимых для выполнения требований ФГОС ДО в

целом, и организации РППС, в частности. Полноценное функционирование
РППС позволит создать целостную системообразующую развивающую среду
ДОО с учетом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов
образовательного процесса – педагогов, родителей, детей. Данный принцип
предполагает организацию совместных мероприятий со стороны ДОО, в лице
педагога с семьей воспитанника, для обеспечения преемственности РППС в
домашних

условиях.

Например,

совместные

игровые

мероприятия,

организованные в рамках общеобразовательной программы (обмен опытом
семейного воспитания, проектная деятельность, участие в различных конкурсах,
фестивалях, ярмарках и др.). Стоит отметить, что данный аспект немаловажен,
поскольку РППС, организованные в ДОО и в условиях семьи должны иметь
единые принципы для обеспечения комфортного пребывания и развития
ребенка. Организация РППС должным образом позволит содействовать
реализации

индивидуального

образовательного

маршрута

каждого

воспитанника ДОО.
Целью методической, технической и информационной поддержки является
создание оптимальных условий для эффективного решения воспитательно16

образовательных задач ДОО. Методическая поддержка заключается в наличии и
использовании конкретных учебно-методических материалов для организации и
обеспечения РППС, использования в образовательном процессе и повышения
квалификации.

3.2. Календарный учебный график.
Составляется ежегодно в зависимости от календарного учебного графика
ДОУ.
Содержание
Количество
групп
Начало года
Окончание
года

старшая
группа
(5 – 6 лет)
1

подготовительная
группа
(6 - 7 лет)
1

01.09

01.09

31.08

.31.08

Праздничные
дни

04.11.,
31.12.-09.01.,
23.02.,
8.03 – 9.03.,
30.04 – 02.05.,
09.05.,
10.06-12.06.

Продолжите
льность

26 недель

26 недель

3.3. Учебный план.
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста
«Разноцветные ладошки» имеет художественно-эстетическую направленность.
Программа имеет модульную структуру.
17

Модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса), имеющая
определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям
и результатам воспитания, обучения.
№ Модуль
п/п

1-й год обучения
Дети 5-6 лет

2-й год обучения
Дети 6-7 лет

занятия

занятия

1

"Рисование"

22

22

2

"Аппликация"

32

32

3

"Лепка"

26

26

80

80

Итого

Учебный (методический) план
№п/п Название раздела,
темы
1.1.

1.2.

2.1.

2.2.

2.3

2.4

Количество часов
Всего
Теория

Практика

12

2

10

10

2

8

Наблюдения.
Взаимоанализ
работ.

8

2

6

Аппликация.
8
Поделки из
бросового
материала.
Аппликация.
8
Картонные забавы

2

6

Беседа.
Наблюдение.
Взаимоанализ
работ.
Наблюдения.
Самоанализ
работы.

1

7

Аппликация.
Работа с
природным

2

6

Рисование.
Традиционная
техника
рисования.
Рисование.
«Нетрадиционная
техника
рисования»
Аппликация.
Работа с бумагой.

8

Форма
аттестации /
контроля
Выставка.
Самоанализ
работы.

Наблюдения.
Взаимоанализ
работ.
Наблюдения.
Самоанализ
работы.
18

3.1.

материалом.
Лепка из
пластилина и
соленого теста.

26

2

Наблюдения.
Взаимоанализ
работ

24

Рисование.
1.1. «Традиционная техника рисования»
Теория. История возникновения красок, их виды. Техника смешивания
цветов. Карандашная техника рисования.
Практика. Отображение представления и впечатления об окружающем
мире доступными графическими, живописными, декоративными средствами;
самостоятельно использование уже освоенные изобразительно-выразительные
средства, стремление к созданию сюжета. Оформление работ на выставку.
1.2. «Нетрадиционная техника рисования»
Теория. Введение. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск
поролоном. Тычок жесткой полусухой кистью.
Практика. Рисование пальчиками, ладошками, печатками и фактурными
материалами( поролоном, пробкой, листьями и др.). Смешивание цветов.
Оформление работ.
Аппликация.
2.1. Работа с бумагой.
Теория. Знакомство с бумагой: виды, свойства. Виды работ с бумагой:
оригами, аппликация, обрывная аппликация, скатывание бумаги, смятая бумага,
мозаика.

Краткая

характеристика

операций

обработки

бумаги

(последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы
соединения деталей изделия. Изготовление изделий из бумаги.
Практика. Практические работы. Выполнение творческих работ с бумагой.
Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги по образцам,
рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров
изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру;
складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия склеиванием;
19

сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия
относительно заданного. Декоративное оформление изделия аппликацией,
прорезным орнаментом, окрашиванием.
2.2. Поделки из бросового материала.
Теория. Краткая характеристика операций подготовки и обработки
материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Правила
безопасной

работы.

Свойства

бросового

материала:

яичной

скорлупы,

разновидности пуговиц, размеры, цвета ленточек. Прищепки. Цветная проволока.
Техника безопасности.
Практика. Практические работы. Изготовление творческих изделий из
яичной скорлупы, пуговиц, ленточек, прищепок, цветной проволоки, из старого
подноса. Декоративное оформление изделия окрашиванием.
Примечание. Содержание данного раздела является вариативным. Оно
может меняться в зависимости от желания детей или их родителей освоить тот
или иной вид современного декоративно-прикладного искусства.
2.3. Картонные забавы.
Теория. Свойства картона. Техническое моделирование. Соединение
деталей. Работа по чертежу. Оформление окрашиванием.
Практика. Практические работы: Различные поделки в подарок детскому
саду. Свеча+акварель. Рисование манкой.
2.4. Работа с природными материалами.
Теория.

Введение.

Организационное

занятие.

Соблюдение

правил

безопасности занятий с природными материалами и пластилином. Правило сбора
природного материала. Технология плоского и объемного засушивания.
Практика.

Сбор

материала.

Сортировка,

подготовка

к

хранению.

Подготовка основы для композиции. Оформление готовых работ.
Лепка
3.1. Лепка из пластилина и солёного теста.
Теория. Техника безопасности. История пластилина. Приемы работы с
пластилином. Азбука соленого теста. Рецепт и способы изготовления соленого
20

теста, условия хранения. Инструменты и материалы, используемые в работе с
соленым тестом. Виды красителей, используемых для окрашивания соленого
теста. Варианты сушки изделий (сроки, условия, материалы, используемые при
сушке).
Практика. Выполнение простейшего изделия из соленого теста по образцу.
Выполнение полуобъемных композиций из пластилина и соленого теста.
Выставка работ. Подведение итогов работы за учебный год.
3.4. Формы оценки планируемых результатов
В начале учебного года проводится основная первичная диагностика:
выявляются стартовые условия (исходный уровень развития), определяются
достижения ребенка к этому времени.
В конце учебного года проводится основная итоговая диагностика, по
результатам которой оценивается уровень развития ребенка.
Результатом

совместного

обсуждения

педагогов

будет

заполнена

диагностическая карта, в которой отражена цветом оценка по каждому
показателю диагностики для каждого ребенка. Цвет можно выбрать произвольно,
в данной программе выбраны следующие цвета:
- красный: показатель проявляется ярко;
- зеленый: показатель проявляется нестабильно, неустойчиво ;
- синий: показатель почти не проявляется.
Горизонтальные ячейки диагностической карты помогают увидеть уровень
развития конкретного ребенка. Вертикальные ячейки отражают картину группы в
целом.
Мониторинг развития детей в конструктивной деятельности проводится
педагогом для составления плана работы с детьми 2 раза: в начале и конце
учебного года.
Основной метод педагогической диагностики – экспресс-наблюдение
проявлений детей в процессе конструирования или специально подобранных
заданий на основе программы и включает в себя следующие параметры:
21

Показатели художественно-творческого развития детей дошкольного
возраста
Общие показатели развития детского творчества:


компетентность (эстетическая компетентность);



творческая активность;



эмоциональность;



произвольность и свобода поведения;



инициативность;



самостоятельность и ответственность;



способность к самооценке.

Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных
видах деятельности (по данным исследований Т.Г. Казаковой, Л.А. Парамоновой,
Б.А. Флёриной, А.Е. Шибицкой):


субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов

решений творческой задачи, так и результата (продукта) детского творчества;


нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для

создания художественного образа;


большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию

с художественными материалами и инструментами;


индивидуальный «почерк» детской продукции;



самостоятельность

художественных

материалов

при

выборе
и

темы,

средств

сюжета,

композиции,

художественно-образной

выразительности;


способность к интерпретации художественных образов; общая ручная

умелость.
Экспериментальная модель выразительного художественного образа как
интегральной художественно-эстетической способности включает комплекс
эстетических способностей и умений (И.А. Лыкова):
22



восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и

предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;


осмысленное «чтение» - распредмечивание и опредмечивание -

художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии,
(носителем эстетического выступает выразительный образ как универсальная
категория);

интерпретация

формы

и

содержания,

заключённого

в

художественную форму;


творческое

освоение

«художественного

языка»

-

средств

художественно-образной выразительности;


самостоятельное созидание (сотворение) художественных образов в

изобразительной деятельности;


проявление эстетического

отношения

во

всех

видах

детской

художественной деятельности и повседневной жизни (таких, как: самодеятельные
игры и занятия, прогулки, самообслуживание);


экспериментирование

материалами

с

целью

с

«открытия»

художественными
их

свойств

и

инструментами,

способов

создания

художественных образов.
3. Методика проведения диагностики.
Педагогическая диагностика детей проводится с детьми в естественных
условиях. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных
занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные
материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента:
краски гуашевые, кисти трёх размеров, фломастеры, цветные карандаши,
салфетки бумажные и матерчатые, бумага белая трёх форматов (большого,
среднего и маленького). Дети приглашаются индивидуально, рассматривают
материалы и инструменты. В непринужденной игровой форме ребёнку
предлагается назвать всё, что он видит (при этом фиксируется общая
ориентировка ребёнка в художественных материалах), и выбрать, чем бы он хотел
заниматься (что бы хотел делать). Предлагается также выбрать материалы для
реализации своего замысла.
23

По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления
его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов
деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие
художественного образа.
Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности
была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений экспериментаторов.
«Портрет»
художественно-творческого развития детей дошкольного возраста
(методика Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.)
1. Характеристика отношений, интересов, способностей в области
художественной деятельности:
2) увлечённость;
4) творческое воображение;
2. Характеристика качества способов творческой деятельности:
1) применение известного в новых условиях;
2) самостоятельность в нахождении способов (приёмов) создания образа;
3) нахождение оригинальных способов (приёмов), новых для ребёнка;
3. Характеристика качества продукции:
1)нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для
создания образа;
2)

соответствие

результатов

изобразительной

деятельности

художественным требованиям;
Педагог дополнительного образования вносит полученные результаты в
таблицу в начале и конце учебного года. (Приложение 1)
Отметка о результате освоения модуля программы не является оценкой
успешности ребенка, а необходима педагогу для построения индивидуализации
обучения.
24

Формы

подведения

результатов

реализации

программы

являются

выставки работ, конкурсы.
3.5. Кадровое обеспечение образовательной деятельности.
Требования к педагогу дополнительного образования определены Приказом
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников
образования"". Разработана должностная инструкция, где определены:
Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование
обучающихся,

воспитанников

в

соответствии

со

своей

образовательной

программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует
состав обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого
детского

объединения

обучающихся,

и

принимает

воспитанников

в

меры

течение

по

сохранению

срока

контингента

обучения.

Обеспечивает

педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения)
исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя
современные образовательные технологии, включая информационные, а также
цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на
достижения в области методической, педагогической и психологической наук,
возрастной

психологии

информационных
обучающихся,

и

школьной

технологий.

Обеспечивает

воспитанников.

образовательных

программ.

гигиены,

Участвует
Составляет

а

также

соблюдение
в

прав

разработке

планы

и

современных
и

и

свобод

реализации

программы

занятий,

обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности обучающихся,
воспитанников,

способствует

профессиональных

интересов

их

развитию,

формированию

и

склонностей.

Организует

устойчивых
разные

виды

деятельности обучающихся, воспитанников, ориентируясь на их личности,
осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей.
Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том
25

числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение,
осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися,
воспитанниками
анализирует

актуальные
достижения

события

современности.

обучающихся,

Обеспечивает

воспитанников.

и

Оценивает

эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта
творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные
технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей
деятельности.

Оказывает

особую

поддержку

одаренным

и

талантливым

обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим
отклонения в развитии. Организует участие обучающихся, воспитанников в
массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических, методических
советов, объединений, других формах методической работы, в работе по
проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других
мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и
проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их
заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время
образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение
правил охраны труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей
старшего педагога дополнительного образования наряду с выполнением
обязанностей,

предусмотренных по должности

образования,
дополнительного
проектировании

осуществляет
образования,
развивающей

координацию
других

педагога дополнительного
деятельности

педагогических

образовательной

среды

педагогов

работников

в

образовательного

учреждения. Оказывает методическую помощь педагогам дополнительного
образования, способствует обобщению передового их педагогического опыта и
повышению квалификации, развитию их творческих инициатив.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной
системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты,
регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;
26

возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену;
специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников,
основы их творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых
талантов;

содержание

дополнительного

учебной

образования

программы,
детей,

методику

и

организацию

научно-технической,

эстетической,

туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности;
программы

занятий

кружков,

секций,

студий,

клубных

объединений;

деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций; методы развития
мастерства;

современные

педагогические

технологии

продуктивного,

дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного
подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта
с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями,
лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин
конфликтных

ситуаций,

их

профилактики

и

разрешения;

технологии

педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером
(текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и
браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового
распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной
безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю
кружка,

секции,

студии,

клубного и

иного детского

объединения

без

предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без
предъявления требований к стажу работы.
3.6. Методическое обеспечение программы:
1.

Книжная графика

Альбом «Знакомим с книжной графикой»; Чарушин «Иллюстрации»;
27

Маврина Т.А. «Иллюстрации» 2 комплекта.
2.

Пейзажи. Книга «Очарование русскими пейзажами».

3.

Портреты: энциклопедия «Портрет»; Развитие эмоциональной сферы

дошкольников с помощью шедевров мировой живописи.
Жанровая живопись: энциклопедия живописи «Сказка»; книга

4.

«Сокровища русского искусства»; книга «О чем расскажут старые портреты».
Декоративно-прикладное

5.

искусство: книга «Классика русского

искусства», книга «Лепка в детском саду», книга «Каслинский чугунный
павильон».
6.

Программы: Лыкова И.А. Программа художественного воспитания

обучения и развития»;

Лыкова И.А. «Изобразительное творчество в детском

саду»; Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» Ранний
возраст; Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» Средний
возраст; Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» Старший
возраст;

Детство «Дети и пейзажная живопись»; Детство «Детям о книжной

графике»; Детство «Программа развития»; Росток; Грибовская «Ознакомление
дошкольников с архитектурой»; Грибовская «Ознакомление дошкольников со
скульптурой»;
Грибовская «Ознакомление дошкольников со скульптурой»; Волчкова
«Конспекты занятий в детском саду»; Осокина «Игры и развитие детей; Филенко
Ф.П. «Природный материал на уроках труда».
1.

Росписи: Жостовский букет;

Дымковская игрушка 2 комплекта;

Полхов-Майданская роспись; Мезенская роспись 2 комплекта; Пермогорская
роспись; Гжель 3 комплекта; Уралосибирская роспись; Хохломская роспись 5
комплектов; Росписи Северной Двины - 5 комплектов.
2.

Пейзажи - 4 времени года; Альбом знакомим с пейзажной живописью

большой; Альбом знакомим с пейзажной живописью маленький; Альбом
Кустодиев Б.М. «Праздничная Русь»; Альбом Айвазовский И.К. «Стихия воды»
3.

Портреты: Комплект портретов 3комплекта; Альбом знакомим с

портретной живописью.
28

4.

Книжная графика: Альбом «Знакомим с книжной графикой».

5.

Жанровая живопись: Альбом «Знакомим со сказочно-былинной

живописью».
6.

Натюрморт: Альбом «Знакомим с натюрмортом»

7.

Дидактические игры: русский традиционный женский костюм;

русский традиционный мужской костюм; Каргополь.
Оснащение «Изостудии»
1.

Жостовские подносы (3 штуки);

2.

Хохломские подносы (2 штуки);

3.

Хохломская посуда (туески 2 штуки, чашки 2 штуки, блюдо 1 штука,

набор ложек 9 штук, горшочек);
4.

Дымковские игрушки (водоноска, петушки 2 штуки, козлики 3 штуки,

гармонист, барышня);
5.

Гжельская посуда (чайник, 2 кружечки);

6.

Керамическая посуда (молочник);

7.

Деревянные игрушки (птички 3 штуки);

8.

Каргопольские игрушки (медведь, дед);

9.

Филимоновские игрушки (петушки 2 штуки);

10.

Матрешки 6 штук;

11.

Туесок с резьбой;

12.

Фарфоровые статуэтки (птица, ангел);

13.

Расписные игрушки (кони3 штуки,петушки 2 штуки);

14.

Мольберт;

15.

Магниты;

16.

Плакаты по теме «Формы», «Цвет».

3.7. Материально-техническое обеспечение программы
Канцелярские товары и материалы
Для старших групп

для подготовительных групп
29

1. Цветная бумага
2. Бархатная бумага
3. Картон и гофрокартон
4. Пластилин
5. Акварель
6. Гуашь
7. Цветные карандаши
8. Простые карандаши
9. Гелевые ручки
10. Восковые мелки
11. Соленое тесто
12. Салфетки
13. Ткань, тюль, сетки
14 Спичечные коробки
15 Тесьма, резинка
16 Шишки, мох, листья,
ветки
17 Ракушки
18 Перья
19 Вата
20 Крышки из под майонеза,
йогурта
20 Коробки из под конфет
21 Скорлупки от фисташек
22 Клей-карандаш

1. Цветная бумага
2. Бархатная бумага
3. Картон и гофрокартон
4. Пластилин
5. Акварель
6. Гуашь
7. Цветные карандаши
8. Простые карандаши
9. Фломастеры
10. Пастель
11. Гелевые ручки
12. Восковые мелки
13. Соленое тесто
14. Салфетки
15. Макаронные изделия
16. Пшено, греча
17. Ткань, тюль, сетки
18. Трубочки, зубочистки
19. Спичечные коробки со
спичками
20. Тесьма, резинка
21. Шишки, мох, листья,
ветки, скорлупки
22. Ракушки
23. Бисер, пуговки, бусины
24. Блестки, конфетти
25. Перья
26. Вата
27. Крышки из под майонеза,
йогурта
28. Коробки из под конфет
29. Клей-карандаш
30. ножницы

Список литературы:
Данная программа составлена на основе:
1. «Бумагопластика. Цветочные мотивы» Г.Н.Давыдовой,
2. «Волшебные полоски» И.М.Петровой, Т.М.Геронимус
3. «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А.Лыковой,

30

4. Лыкова И.А. «Дымковская игрушка» - альбом, Москва, «Карапуздидактика», 2007г.
5. Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое
пособие», М., «Цветной мир», 2010г.
6. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития
детей 2-7 лет «Цветные ладошки», Москва, «Карапуз – дидактика», 2006г.
7. Программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под
редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой

31

Приложение 1
Модуль
Фамилия
Имя
Ребенка
Время диагностики
«Лепка».

Интерес
Освоение приемов лепки
Самостоятельность
Индивидуальный "почерк"
Творческая активность

"Рисование"

Интерес
Освоение приемов лепки
Самостоятельность
Индивидуальный "почерк"
Творческая активность
Интерес

"Аппликация" Освоение приемов лепки
Самостоятельность
Индивидуальный "почерк"
Творческая активность
Итог
32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти