Аннотация к дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности «Домисолька». Вокальное искусство занимает важное место в системе дополнительного образования и успешно развивается, вовлекая все больше детей, желающих заниматься творчеством. Вокальное пение – это богатые возможности, надёжные пути к постижению вершин мира музыки, к эстетическому личностному совершенствованию, к устремлённому движению к высотам духовности, универсальным способом освоения духовно-нравственных идеалов. Дополнительная общеобразовательная программа «Домисолька» имеет художественную направленность, которая даёт полное представление о хранении, отборе и систематизации ценностей музыкальной культуры разных народов. Программа является модифицированной, в нее введен курс обучения вокальному искусству, основам актерского мастерства, сценической речи. Программа направлена на обучение детей основам вокала, развитие общефизических, артистических, исполнительских способностей, а также воспитание высоких эстетических критериев, необходимых для достижения гармоничного социального, интеллектуального и нравственного развития детей. Данная программа актуальна, так как проблемы развития и воспитания детского голоса в вокальном искусстве стоит сегодня очень остро. Потому как появилось большое количество вокальных студий, коллективов, всевозможных конкурсов, фестивалей и время предъявляет к детскому голосу очень высокие требования. Актуальность программы Актуальность заключается в оригинальном сочетании психологических, художественных, физических и социальных условий для развития творческой деятельности учащихся. Современные жизненные условия выдвигают свои требования: быть инициативными; нестандартно мыслящими; быть ориентированными на лучшие результаты. Новизна программы заключается в использовании инновационных педагогических технологий, форм и методов, введении синтеза искусств: вокала, ритмопластики, актерского мастерства, направленных на формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры. Программа основывается на положениях основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации: Отличительные особенности программы Отличительной особенностью данной образовательной программы от существующих заключается в том, что она ориентирована на формирование вокально-технических навыков, навыков сценического мастерства, готовит детей к самореализации в процессе жизнедеятельности. В структуру программы входят образовательные блоки: теория, практика. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей. Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся. Репертуар подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, а также его вокальных данных. Вокальное искусство обучает основам вокального исполнительства, способствует формированию музыкальной культуры учащихся, воспитывает художественный вкус. Адресат программы: кружок «Домисолька» является детским объединением дополнительного образования, объединяющим воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет. Возрастные особенности воспитанников На шестом году жизни дети имеют достаточный музыкальный опыт. Внутренний механизм певческих способностей базируется на структуре общих способностей (восприятии и ощущении, внимании и памяти, представлении и воображении, а также мышлении). Голосовые связки детей значительно укрепляются, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Связки попрежнему короткие. Звук усиливается резонаторами Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний, поэтому голос у детей 6-7 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание. Дети могут петь в диапазоне ре1-до2. Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное и этот фактор нужно учитывать при выборе репертуара. Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства: и менее ярким, уменьшается диапазон голоса, звучание верхних звуков – крикливое, голос может срываться. Но чаще всего дети вообще не могут петь верхние звуки. Работа ограничивается рабочим диапазоном. Поэтому нужно очень осторожно обращаться с голосом, но прерывать занятия пением не стоит. Особое внимание следует уделить подбору репертуара. Основным требованием является свободное пение без напряжения и без форсирования звука. На каждом занятии проводится музыкальная пауза. Учитывая особенности и содержание работы учебной группы, исходя из педагогической целесообразности, педагог может проводить занятия всем составом учебной группы, по звеньям, индивидуально и индивидуальные занятия с детьми – инвалидами по месту жительства. Программа предназначена для освоения учебного материала детьми возрастных групп: 5 – 7 лет. Состав группы постоянный. Основной формой учебной работы является групповое занятие. Занятие по данной программе состоят из теоретической и практической частей. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций.