Дополнительная общеобразовательная общеразвивающся программа художественно - эстетической направленности Домисолька

СОДЕРЖАНИЕ
Глава I.Целевой раздел программы дополнительного образования
«Вокал» (вокальная студия для детей с 4 до 7 лет) ……………………….

3

1.1. Пояснительная записка.……………………………………………......

3

1.2.Основные принципы обучения детей пению .………………………...

6

1.3. Этапы развития певческих навыков и музыкальных способностей у
детей …..….……………………….………..………………….......................

7

1.4. Содержание занятий вокального кружка включает в себя…………...

9

1.5. Организация работы кружка…………………........................................

10

Глава II. Организационный раздел программы дополнительного
образования «Вокал» для детей с 4 до 7 лет……………………………….

11

2.1. Характеристика возрастных возможностей певческих навыков
детей от 4 до 5 лет …………………………………………...........................

11

2.2. Календарно-тематическое планирование….…………………………..

12

2.3. Предполагаемый результат……...……………..………….….………...

14

2.4.Характеристика возрастных возможностей певческих навыков детей
от 5 до 6 лет .……………………………………………….……..…...

15

2.5. Календарно-тематическое планирование….…………………………..

15

2.6. Предполагаемый результат……...……………..………….….………...

18

2.7. Характеристика возрастных возможностей певческих навыков
детей от 6 до 7 лет .……………………………………………….……..…...

19

2.8. Календарно-тематическое планирование….…………………………..

20

2.9. Предполагаемый результат……...……………..………….….………...

22

Список литературы ……….………………………………..……………….. 24

2

Глава

I.

Целевой

раздел

программы

дополнительного

образования «Вокал» (вокальная студия для детей с 4 до 7 лет)
1.1.

Пояснительная записка

Пение – основное средство музыкального воспитания, а также наиболее
доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного
возраста. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до
конца ее содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых
представлений усложняются и переживания ребенка и возрастает интерес как к
самой песне, так и к ее воспроизведению. Голос ребенка – естественный
инструмент, которым оно обладает с ранних лет. Вот почему пение все время
присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать
творческие, сюжетные игры.
В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности:
музыкальный слух, память, чувство ритма, расширяет общий музыкальный
кругозор.
Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно,
нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Но
при этом пение не учит детей разговаривать. Нельзя не умея говорить при пении
начать произносить слова. Мелодию ребёнок будет интонировать, но не пропевая
её словами.
Пение

объединяет

детей

общим

настроением,

они

приучаются

к

разрабатывалась

в

совместным действиям.
Программа

дополнительного

образования

детей

соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования, и рабочей программы
«От рождения до школы» (Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.),
2014.
Содержание Программы включает дополнительное образование детей
дошкольного возраста по реализации образовательной области художественно –
3

эстетическое развитие и обеспечивает социальную ситуацию развития личности
ребенка. Дополнительное образование является средством мотивации развития
личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов
деятельности в различных направлениях. Оно характеризуется разнообразием
содержательных аспектов деятельности и форм образовательных объединений.
Кроме

того,

дополнительное

образование

способствует

своевременному

самоопределению ребенка, созданию условий для формирования каждым
ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире.
Программа направлена на эмоциональное, духовное, эстетическое развитие
дошкольника. Сочетание духовного и эстетического начала необходимо для
развития личности ребенка в целом.
Образовательная

программа

дополнительного

образования

«Вокал»

направлена на обучение вокалом детей от четырех до семи лет и рассчитана на 3
года обучения.
Цель: развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста.
Задачи:
 Образовательные:
– познакомить детей с различными видами вокального исполнения
(эстрадного, академического, джазового и т.д.)
– овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования,
певческой дикции, артикуляции и дыхания;
– знание основ певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата;
–формировать умение свободно чувствовать себя на сцене, перед
зрителями.
 Развивающие:
– развитие интереса к вокальному исполнению;
–развитие желания петь самому, пробовать себя в данной деятельности;
– развитие музыкальной памяти, внимания, воображения, мышления;
–

развитие

интонационно-певческой

выразительности,

побуждать

к

импровизации средствами мимики, выразительных жестов;
– развитие голосового аппарата;
4

– развитие речевого и певческого дыхания;
– развитие интонации;
– развитие правильной артикуляции;
– развитие звукообразования;
– развитие выразительного пения;
– развитие артистических качеств.
 Воспитательные:
–создать условия для развития творческой активности детей, участвующих
в вокальной деятельности;
–

воспитание

коллектива

единомышленников,

использующих

свои

индивидуальные творческие возможности для достижения гармоничного
звучания в процессе исполнения;
– воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской
культуры;
– воспитание коммуникативных способностей детей.
Отличительной

особенностью

программы

является

обучение

детей

хоровому пению с дошкольного возраста. Возраст детей с 4 до 7 лет, дети
средней, старшей и подготовительной групп, проявившие свои способности в
музыкальном развитии.

1.2.

Основные принципы обучения детей пению

Обучение пению проводится по плану на основе общепедагогических
принципов, т.е. основных положений дидактики.
1. Принцип воспитывающего обучения
Музыкальный

руководитель

в

процессе

обучения

детей

пению

одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве,
вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка.
У детей развивается внимание, мышление, воображение и речь.
2. Принцип доступности
5

Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы
обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального
развития детей каждой возрастной группы.
3. Принцип постепенности, последовательности и систематичности
В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем
в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому,
незнакомому.
4. Принцип наглядности
В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая
наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений.
Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают
слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения
песни педагогом.
5. Принцип сознательности
Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с
их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для
умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных
интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное
исполнение песни.
6. Принцип прочности
Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их
систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго
не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо
разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного
репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным
его воспроизведением.
1.3. Этапы развития певческих навыков
и музыкальных способностей у детей
Подготовительный или ознакомительный этап
6

Знакомство детей с песней происходит с помощью выразительного
исполнения музыкального произведения (песни) или прослушивания аудиозаписи
со звучанием хорового пения или отдельных исполнителей. С помощью
выразительного исполнения, образного слова, беседы о характере музыки можно
пробудить интерес к ней, желание выучить её. Важно, чтобы дети почувствовали
настроение, переданное в музыке, высказывались о характере песни. После
получения базовых понятий следует объяснить детям правила певческой
постановки: как надо сидеть, как надо стоять во время пения (руки свободно
опустить вниз, голову держать прямо, рот открывать свободно) и как сидеть (руки
лежат на коленях, голову держать прямо, спина прямая и ровная, ноги стоят на
полу и не болтаются, рот открывать свободно). К этим требованиям следует
постоянно возвращаться, так как навыки певческой установки усваиваются
детьми постепенно.
Первичное освоение певческих навыков
Дыхание играет важную роль в процессе первичного освоения певческих
навыков. Наполняемость воздухом детских легких мала, отсюда естественная
ограниченность силы звука детского голоса.У детей с ОНР отмечается
поверхностное дыхание, малый объем и сила выдоха, не дифференцированный
носовой вдох и выдох, поэтому работа над постановкой дыхания является
основой для дальнейшей работы по вокалу.
А.Г. Менабени в своей книге «Методика обучения сольному пению» пишет:
«В

вокально

-

педагогической

практике

наиболее

удобным

считается

нижнерёберно-диафрагматическое дыхание, т.е. смешанное дыхание, при котором
поднимаются и расширяются при вдохе нижние рёбра, а остальная часть грудной
клетки почти неподвижна, активна диафрагма и мышцы брюшной полости.
Хорошо ощущаются движения передней стенки живота….. Певческий вдох
берётся бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка. При вдохе не
следует стараться набирать большое количество воздуха, так как тогда
затрудняется подача звука и сам процесс голосообразования…. Певческий вдох и
выдох разделяются мгновенной паузой – остановкой дыхания, после чего
начинается выдох…..».
7

С первых занятий важно приучать детей правильно брать дыхание, делать
активный вдох, постепенный выдох. Предполагаются следующие упражнения:
 «Ушки»;
 «Маятник головой»;
 «Задуй свечку»;
 «Накачивание шин» («Насос»).
Ди́кция оказывает важное влияние на выразительность исполнения
произведения. Вокальная дикция подразумевает четкое и ясное произношение,
чистоту звучания каждого гласного и согласного в отдельности, а также слов и
фраз в целом. Для выработки правильной дикции подходят следующие приемы:
 Выразительное чтение текста;
 Разъяснение смысла некоторых незнакомых слов;
 Правильное и отчетливое произношение слов;
 Чтение текста шепотом, с четкой артикуляцией.
Артикуляция-

необходимая

дляпроизнесения

звуков

речи.

Важно

развивать у детей подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка, неба,
нижней челюсти) с помощью упражнений.
Для формирования навыков правильного звукообразования целесообразны
такие методы и приемы, как образное слово, беседа о характере музыки, показ
приемов исполнения, т.к. со звукообразованием связана напевность. Начинать
работу следует с формирования округлых гласных в умеренных по темпу песнях.
Отмечено, что у детей дошкольного возраста тембр неровный. Обычно это
происходит из-за «пестроты» гласных. Для ровного звука следует использовать
попевки, упражнения на гласные (У), (Ю), а также песни с нисходящим
движением мелодии. Эти гласные помогают развитию высокого звучания.
Большое внимание в вокальном формировании нужно уделять гласному
звуку (О). Пение упражнений на гласные (О) и (Ё) способствуют образованию
округлого красивого звука.
Специального округления требуют звуки (И), (А), (Е), (Ё), (А) приближен к
(О), (Е). Немаловажное значение в произношении гласных звуков имеет
положение рта и губ. Если гласные необходимо тянуть, то согласные
8

произносятся четко и легко. Важно учить детей ясно произносить согласные в
конце слова. Некоторые согласные необходимо произносить утрированно, в
первую очередь – (Р).
1.4.

Содержание занятий вокального кружка включает в себя

1. Упражнения на постановку речевого и певческого дыхания;
2. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
3. Образные упражнения - распевки, потешки, прибаутки и т.д.
4. Упражнения на развитие чувства ритма и музыкальной памяти;
5. Детские эстрадные песни, детские песни советских и современных
композиторов; народные хороводные и плясовые песни, детские песни из
мультфильмов;
6. Музыкальные игры, загадки;
7. Упражнения на развитие музыкальных способностей.
1.5. Организация работы кружка
Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю в определённые дни.
Продолжительность занятия:
 группа детей с 4 до 5 лет - от20 до 25 мин.
 группа детей от 5 до 6 лет – от 25 до 30 мин.
 группа детей от 6 до 7 лет – от 30 до 35 мин.

9

Глава

II.Организационный

раздел

программы

дополнительного образования «Вокал» для детей с 4 до 7 лет
2.1. Характеристика возрастных возможностей певческих навыков
детей от 4 до 5 лет
- происходит координация слуха и голоса; музыки и движения;
- певческий диапазон в пределах ре – ля, ре – си;
- поют слитно короткими фразами;
-используют различные типы дыхания (грудное, инженерное, смешанное);
- мелодии песен исполняют в медленном и среднем темпе;
- певческая дикция, в основном, нечеткая и неясная;
- отсутствие отдельных звуков в речи;
- не могут следить за чистотой певческой интонации;
- поют мелодию не всегда верно;
- отмечается неуверенность, зажатость и робость при исполнении песен на
аудитории.
Задачи:
1. Развивать музыкальные способности ребенка.
2. Развивать певческие навыки.
3. Через музыкальную деятельность развивать эмоционально-волевую
сферу ребенка.
4. Учить преодолевать робость и стеснение, снимать напряженность и
зажатость.

2.2. Календарно-тематическое планирование

10

Период
прохождения
занятий

Сентябрь Октябрь

Ноябрь Декабрь

Программное содержание

Репертуар

развивать
эмоциональную
отзывчивость на песни разнообразного
характера;
- упражнять детей в различении звуков
по высоте;
- закреплять у детей умение точно
передавать простой ритмический
рисунок;
- брать правильно певческое дыхание;
- брать дыхание после вступления и
между музыкальными фразами;
- учить детей своевременно начинать и
заканчивать песню;
- учить исполнять песни легким звуком;
- закреплять умение у детей петь
естественным звуком, выразительно.
- формировать правильную певческую
установку;
- отчетливо произносить гласные в
словах; согласные в конце слов.
развивать
эмоциональную
отзывчивость на песни различного
характера;
- отличать на слух правильное и
неправильное пение товарищей;
- закреплять у детей умение чисто
интонировать мелодию, удерживать
интонацию на одном звуке;
- точно интонировать большую и малую
терцию, секунду, скачки на кварту;
- упражнять в точной передаче
ритмического рисунка;
- учить детей петь легким звуком;
- добиваться слаженного пения; учить
вместе начинать и заканчивать песню;
- правильно и отчетливо произносить
гласные в словах;
- развивать ладотональный слух,
активизировать внутренний слух;
-развивать творческую инициативу.

Диагностика
музыкальных
способностей детей
1. круговой массаж;
2.
упражнения
для
головы и шеи;
3.дыхательная
гимнастика:
«Ушки»;
«Маятник головой»;
«Задуй свечку»;
«Накачивание
шин»
(«Насос»).
4.
распевание
по
голосам:
«Я
пою,
хорошо пою», на одном
звуке «А-о-у», «Лифт»;
5. Песня А.Кудряшова
«Гав-гав».
1. круговой массаж;
2.
упражнения
для
головы и шеи;
3.
дыхательная
гимнастика:
«Ушки»;
«Маятник головой»;
«Задуй свечку»;
«Накачивание
шин»
(«Насос»).
4. Ритмическое
упражнение;
5.
распевание
по
голосам
«Я
пою,
хорошо пою», на одном
звуке, методом «Эхо»;
6. Попевки;
7. Песни: А.Кудряшов
«Гав-гав», «О маме»,
«Ах, какой хороший!».

11

ЯнварьФевраль

МартАпрель

- способствовать развитию у детей
эмоциональной отзывчивости на песни
различного характера;
- учить различать, называть отдельные
части
музыкального
произведения:
вступление, заключение, припев;
- совершенствовать у детей умение
чисто интонировать поступенное и
скачкообразное движение мелодии;
- закреплять умение самостоятельно
начинать пение после вступления;
уметь точно воспроизводить
ритмический рисунок мелодии;
- уметь петь без крика, естественным
голосом, легким звуком;
- правильно произносить гласные и
согласные в конце слов.

1. круговой массаж;
2.
упражнения
для
головы и шеи;
3. дыхательная
гимнастика: «Ладошка»,
«Паутинка» в парах,
«Насос», «Резиновый
мяч», «Лягушки на
болоте»;
4. Распевание методом
Эхо, на одном звуке,
«Имя», «Баю, бай», «Куку».
5. Попевки «Андрейворобей»;
6. Песни.

- продолжать развивать эмоциональную
отзывчивость
на
песни
разного
характера;
- уметь дослушать песню до конца, не
отвлекаясь;
упражнять
детей
в
чистом
интонировании секунды, кварты;
- учить воспринимать звуки, чувствуя их
различие по протяженности;
- уметь точно воспроизводить простой
ритмический рисунок;
- продолжать работать над навыком
чистого интонирования мелодии;
уметь
точно
воспроизводить
ритмический рисунок мелодии;
- уметь петь без крика, естественным
голосом, легким звуком;
- правильно произносить гласные и
согласные в конце слов;
- следить за правильной певческой
осанкой детей.

1. круговой массаж;
2.
упражнения
для
головы и шеи;
3.
дыхательная
гимнастика:
«Ушки»;
«Маятник головой»;
«Задуй свечку»;
«Накачивание
шин»
(«Насос»).
4. звуковая гимнастика
«Дятел», «Белочка»,
«На лугу», «Озорной
язычок»;
5. Ритмические
упражнения «Гуси,
гуси», «Баба сеяла
горох», «Эхо»;
6. Распевание «Звукоряд
5 нот»;
7. Песни.

12

Май- Июнь

- обогащать музыкальные впечатления
детей, развивая их эмоциональную
отзывчивость
на
песни
разного
характера;
- упражнять детей в чисто пропевании
секунд, терций, кварты и квинты;
- закреплять умение детей различать
звуки по высоте, слышать движение
мелодий вверх-вниз, поступенное и
скачкообразное;
- точно воспроизводить и передавать
ритмический рисунок хлопками или
игрой
на
детских
музыкальных
инструментах;
проверять
умение
детей
контролировать слухом качество пения
товарищей;
закреплять
умение
детей
самостоятельно начинать и заканчивать
песни;
- уметь петь естественным голосом, без
напряжения;
- брать дыхание между музыкальными
фразами;
- продолжать петь выразительно,
передавая
разнообразный
характер
песен;
- закреплять у детей умение сохранять
правильную певческую осанку.

1. круговой массаж;
2.
упражнения
для
головы и шеи;
3.
дыхательная
гимнастика:
«Ушки»;
«Маятник головой»;
«Задуй свечку»;
«Накачивание
шин»
(«Насос»).
4. звуковая гимнастика
«Машина», «Дятел»,
«Лошадки»;
5. Скороговорки;
6. распевание методом
эхо, закрытым ртом, «Я
пою, хорошо пою»;
7. ритмические
упражнения «Бояре»,
«Плетень»;
8. Песни.

2.3. Предполагаемый результат
Ребенок умеет:
* проговаривать слова выученных песен;
* петь попевки, песни, интонировать в пределах ре-ля;
* самостоятельно исполнять большинство песен, разученных в течение
года;
* исполнять песню напевно;
* уверенно прохлопать ритм простейших песен;
* эмоционально передать содержание песни;
* стараться уверенно выступать на сцене с другими участника коллектива.

13

2.4. Характеристика возрастных возможностей певческих навыков
детей от 5 до 6 лет
- происходит координация слуха и голоса, музыки и движения;
- певческий диапазон в пределах ре – си;
- способны петь более сложные по мелодическим и ритмическим
особенностям песни;
- голос становится более звонким;
- отсутствуют отдельные звуки в речи;
-способны следить за певческой интонацией, контролировать и исправлять
неточности своего пения;
- дети способны петь на одном дыхания целые фразы;
- хоровое пение отличается слаженностью голосов по тембру и
динамическим оттенкам.
2.5. Календарно-тематическое планирование
Период
прохождения
занятий

Сентябрь Октябрь

Программное содержание

Репертуар

развивать
эмоциональную
отзывчивость на песни разнообразного
характера;
- упражнять детей в различении звуков
по высоте;
- закреплять у детей умение точно
передавать простой ритмический
рисунок;
- брать правильно певческое дыхание;
- брать дыхание после вступления и
между музыкальными фразами;
- учить детей своевременно начинать и
заканчивать песню;
- учить исполнять песни легким звуком;
- закреплять умение у детей петь
естественным звуком, выразительно.
- формировать правильную певческую
установку;
- отчетливо произносить гласные в
словах; согласные в конце слов.
развивать
эмоциональную

Диагностика
музыкальных
способностей детей
1. круговой массаж;
2.
упражнения
для
головы и шеи;
3.дыхательная
гимнастика:
«Ушки»;
«Маятник головой»;
«Задуй свечку»;
«Накачивание
шин»
(«Насос»).
4.
распевание
по
голосам:
«Я
пою,
хорошо пою», на одном
звуке «А-о-у», «Лифт»;
5. Песня А.Кудряшова
«Гав-гав».
1.

круговой массаж;
14

Ноябрь Декабрь

ЯнварьФевраль

отзывчивость на песни различного
характера;
- отличать на слух правильное и
неправильное пение товарищей;
- закреплять у детей умение чисто
интонировать мелодию, удерживать
интонацию на одном звуке;
- точно интонировать большую и малую
терцию, секунду, скачки на кварту,
квинту;
- упражнять в точной передаче
ритмического рисунка;
- учить детей петь легким звуком;
- добиваться слаженного пения; учить
вместе начинать и заканчивать песню;
- правильно и отчетливо произносить
гласные в словах;
- развивать ладотональный слух,
активизировать внутренний слух;
-развивать творческую инициативу.
- способствовать развитию у детей
эмоциональной отзывчивости на песни
различного характера;
- продолжать называть отдельные части
музыкального
произведения:
вступление, заключение, припев;
- совершенствовать у детей умение
чисто интонировать поступенное и
скачкообразное движение мелодии;
- закреплять умение самостоятельно
начинать пение после вступления;
уметь точно воспроизводить
ритмический рисунок мелодии;
- уметь петь без крика, естественным
голосом, легким звуком;
- правильно произносить гласные и
согласные в конце слов.

2.
упражнения
для
головы и шеи;
3.
дыхательная
гимнастика:
«Ушки»;
«Маятник головой»;
«Задуй свечку»;
«Накачивание
шин»
(«Насос»).
4. Ритмическое
упражнение;
5.
распевание
по
голосам
«Я
пою,
хорошо пою», на одном
звуке «А-о-у», методом
«Эхо»;
6. Попевки;
7. Песни: А.Кудряшов
«Гав-гав», «О маме»,
«Ах, какой хороший!».
1. круговой массаж;
2.
упражнения
для
головы и шеи;
3. дыхательная
гимнастика: «Ладошка»,
«Паутинка» в парах,
«Насос», «Резиновый
мяч», «Лягушки на
болоте»;
4. Распевание методом
Эхо, на одном звуке,
«Имя», «Баю, бай», «Куку».
5. Попевки «Андрейворобей»;
6. Песни: «Маме в день
8 Марта» Е.Тиличеевой,
«Как прекрасен мир
поющий», «Про папу».

- продолжать развивать эмоциональную
отзывчивость
на
песни
разного
характера;
- уметь дослушать песню до конца, не

1. круговой массаж;
2.
упражнения
для
головы и шеи;
3. дыхательная
15

МартАпрель

Май- Июнь

отвлекаясь;
упражнять
детей
в
чистом
интонировании секунды, кварты;
- учить воспринимать звуки, чувствуя их
различие по протяженности;
- уметь точно воспроизводить простой
ритмический рисунок;
- продолжать работать над навыком
чистого интонирования мелодии;
уметь
точно
воспроизводить
ритмический рисунок мелодии;
- уметь петь без крика, естественным
голосом, легким звуком;
- правильно произносить гласные и
согласные в конце слов;
- следить за правильной певческой
осанкой детей.

гимнастика: «Ладошка»,
«Паутинка» в парах,
«Поездка на болото»,
«Собачка»;
4. звуковая гимнастика
«Дятел», «Белочка»,
«На лугу», «Озорной
язычок»;
5. Ритмические
упражнения «Гуси,
гуси», «Баба сеяла
горох», «Эхо»;
6. Распевание «Звукоряд
5 нот», «Ду-ду»,
закрытый рот, «А-о-у»;
7. Песни «Песенка о
весне» Г.Фрида,
«Солнечная капель».

- обогащать музыкальные впечатления
детей, развивая их эмоциональную
отзывчивость
на
песни
разного
характера;
- упражнять детей в чистомпропевании
секунд, терций, кварты и квинты;
- закреплять умение детей различать
звуки по высоте, слышать движение
мелодий вверх-вниз, поступенное и
скачкообразное;
- точно воспроизводить и передавать
ритмический рисунок хлопками или
игрой
на
детских
музыкальных
инструментах;
проверять
умение
детей
контролировать слухом качество пения
товарищей;
закреплять
умение
детей
самостоятельно начинать и заканчивать
песни;
- уметь петь естественным голосом, без
напряжения;
- брать дыхание между музыкальными
фразами;
- продолжать петь выразительно,
передавая
разнообразный
характер
песен;

1. круговой массаж;
2.
упражнения
для
головы и шеи;
3. дыхательная
гимнастика: «Ладошка»,
«Паутинка» в парах,
«Поездка на болото»,
«Собачка»,
«Ныряльщик», «Мяч»;
4. звуковая гимнастика
«Машина»,
«Магазин»,«Дятел»,
«Белочка», «На лугу»,
«Озорной язычок»,
«Зоопарк»;
5. Скороговорки;
6. распевание методом
эхо, закрытым ртом, «Я
пою, хорошо пою», «Куку», на одном звуке;
7. ритмические
упражнения «Бояре»,
«Плетень»;
8. Песни «Про меня и
муравья», «Детский
сад», «Про лето!».

16

- закреплять у детей умение сохранять
правильную певческую осанку.

2.6. Предполагаемый результат
Ребенок умеет:
* проговаривать скороговорки, потешки, прибаутки, слова выученных
песен;
* петь попевки, распевки, песни, интонировать в пределах ре-си;
* самостоятельно исполнять большинство песен, разученных в течение
года;
* исполнять песню напевно, выводить на одном дыхании целые фразы;
*уверенно прохлопать ритм простейших песен;
* импровизировать голосом короткую фразу;
* достаточно эмоционально передать содержание песни;
* выступать на сцене с другими участника коллектива.
2.7. Характеристика возрастных возможностей певческих навыков
детей от 6 до 7 лет
- происходит координация слуха и голоса, музыки и движения;
- певческий диапазон в пределах ре – до;
- способны петь более сложные по мелодическим и ритмическим
особенностям песни;
- певческая дикция у большинства детей правильная;
- голос становится более звонким;
- отсутствуют отдельные звуки в речи;
- дети способны петь на одном дыхания целые фразы и предложения;

17

-способны следить за певческой интонацией, контролировать и исправлять
неточности своего пения;
- дети способны петь на одном дыхания целые фразы и предложения;
-хоровое

пение

отличается

слаженностью

голосов

по

тембру

и

динамическим оттенкам.

2.8. Календарно-тематическое планирование
Период
прохождения
занятий

Сентябрь Октябрь

Программное содержание

Репертуар

развивать
эмоциональную
отзывчивость на песни разнообразного
характера;
- упражнять детей в различении звуков
по высоте;
- закреплять у детей умение точно
передавать простой ритмический
рисунок;
- брать правильно певческое дыхание;
- брать дыхание после вступления и
между музыкальными фразами;
- учить детей своевременно начинать и
заканчивать песню;
- учить исполнять песни легким звуком;
- закреплять умение у детей петь
естественным звуком, выразительно.
- формировать правильную певческую
установку;
- отчетливо произносить гласные в
словах; согласные в конце слов.
развивать
эмоциональную
отзывчивость на песни различного
характера;
- отличать на слух правильное и
неправильное пение товарищей;

Диагностика
музыкальных
способностей детей
1. круговой массаж;
2.
упражнения
для
головы и шеи;
3.дыхательная
гимнастика:
«Ушки»;
«Маятник головой»;
«Задуй свечку»;
«Накачивание
шин»
(«Насос»).
4.
распевание
по
голосам:
«Я
пою,
хорошо пою», на одном
звуке «А-о-у», «Лифт»;
5. Песня.
1. круговой массаж;
2.
упражнения
для
головы и шеи;
3.
дыхательная
гимнастика:
18

Ноябрь Декабрь

ЯнварьФевраль

МартАпрель

- закреплять у детей умение чисто
интонировать мелодию, удерживать
интонацию на одном звуке;
- точно интонировать большую и малую
терцию, секунду, скачки на кварту,
квинту;
- упражнять в точной передаче
ритмического рисунка;
- учить детей петь легким звуком;
- добиваться слаженного пения; учить
вместе начинать и заканчивать песню;
- правильно и отчетливо произносить
гласные в словах;
- развивать ладотональный слух,
активизировать внутренний слух;
-развивать творческую инициативу.
- способствовать развитию у детей
эмоциональной отзывчивости на песни
различного характера;
- продолжать называть отдельные части
музыкального
произведения:
вступление, заключение, припев;
- совершенствовать у детей умение
чисто интонировать поступенное и
скачкообразное движение мелодии;
- закреплять умение самостоятельно
начинать пение после вступления;
уметь точно воспроизводить
ритмический рисунок мелодии;
- уметь петь без крика, естественным
голосом, легким звуком;
- правильно произносить гласные и
согласные в конце слов.

«Ушки»;
«Маятник головой»;
«Задуй свечку»;
«Накачивание
шин»
(«Насос»).
4. Ритмическое
упражнение;
5.
распевание
по
голосам
«Я
пою,
хорошо пою», на одном
звуке «А-о-у», методом
«Эхо»;
6. Попевки;
7. Песни.

- продолжать развивать эмоциональную
отзывчивость
на
песни
разного
характера;
- уметь дослушать песню до конца, не
отвлекаясь;
упражнять
детей
в
чистом
интонировании секунды, кварты;
- учить воспринимать звуки, чувствуя их
различие по протяженности;
- уметь точно воспроизводить простой
ритмический рисунок;
- продолжать работать над навыком

1. круговой массаж;
2.
упражнения
для
головы и шеи;
3. дыхательная
гимнастика: «Ладошка»,
«Паутинка» в парах,
«Поездка на болото»,
«Собачка»;
4. звуковая гимнастика
«Дятел», «Белочка»,
«На лугу», «Озорной
язычок»;

1. круговой массаж;
2.
упражнения
для
головы и шеи;
3. дыхательная
гимнастика: «Ладошка»,
«Паутинка» в парах,
«Насос», «Резиновый
мяч», «Лягушки на
болоте»;
4. Распевание методом
Эхо, на одном звуке,
«Имя», «Баю, бай», «Куку».
5. Попевки «Андрейворобей»;
6. Песни.

19

Май- Июнь

чистого интонирования мелодии;
уметь
точно
воспроизводить
ритмический рисунок мелодии;
- уметь петь без крика, естественным
голосом, легким звуком;
- правильно произносить гласные и
согласные в конце слов;
- следить за правильной певческой
осанкой детей.
- обогащать музыкальные впечатления
детей, развивая их эмоциональную
отзывчивость
на
песни
разного
характера;
- упражнять детей в чистомпропевании
секунд, терций, кварты и квинты;
- закреплять умение детей различать
звуки по высоте, слышать движение
мелодий вверх-вниз, поступенное и
скачкообразное;
- точно воспроизводить и передавать
ритмический рисунок хлопками или
игрой
на
детских
музыкальных
инструментах;
проверять
умение
детей
контролировать слухом качество пения
товарищей;
закреплять
умение
детей
самостоятельно начинать и заканчивать
песни;
- уметь петь естественным голосом, без
напряжения;
- брать дыхание между музыкальными
фразами;
- продолжать петь выразительно,
передавая
разнообразный
характер
песен;
- закреплять у детей умение сохранять
правильную певческую осанку.

5. Ритмические
упражнения;
6. Распевание «Звукоряд
5 нот», «Ду-ду»,
закрытый рот, «А-о-уе»;
7. Песни.
1. круговой массаж;
2.
упражнения
для
головы и шеи;
3. дыхательная
гимнастика: «Ладошка»,
«Паутинка» в парах,
«Поездка на болото»,
«Собачка»,
«Ныряльщик», «Мяч»;
4. звуковая гимнастика
«Машина», «Дятел»,
«Белочка», «На лугу»,
«Озорной язычок»,
«Зоопарк»;
5. Скороговорки;
6. распевание методом
эхо, закрытым ртом, «Я
пою, хорошо пою», «Куку», на одном звуке;
7. ритмические
упражнения;
8. Песни.

2.9. Предполагаемый результат
Ребенок умеет:
* проговаривать скороговорки, потешки, прибаутки, слова выученных
песен;
20

* петь попевки, распевки, песни, интонировать в пределах ре-до;
* самостоятельно исполнять большинство песен, разученных в течение
года;
* исполнять песню напевно, выводить на одном дыхании целые фразы;
*уверенно прохлопать ритм простейших песен;
* импровизировать голосом короткую фразу;
* достаточно эмоционально передать содержание песни;
* выступать в качестве солиста целой песни или отдельной части (куплета);
* достаточно уверенно исполнить песню в дуэте, трио или квартете;
* выступать на сцене с другими участника коллектива.

21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандашвили М.Л. Музыкальное
воспитание дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
2. Корчагина В. А. Физиология. – М.: «Просвещение», 1998.
3. Урбанович Г. Певческий голос учителя // Музыкальное воспитание в
школе/ Составитель О.А. Апраксина. Вып.4 – М., 1978.
4. Г.М. Науменко Фольклорный праздник. М.: ООО «Линка-Пресс»,
2000
5. М.А. Михайлова А у наших у ворот развеселый хоровод. Ярославль: Академия Холдинг, 2001
6. Т. М. Власова А.Н. Пфафенродт Фонетическая ритмика – М.
«Учебная литература», 1997
7. Э. П. Костина Программа музыкального образования детей раннего и
дошкольного возраста. – М.: ООО «Линка-Пресс», 2008
8. Е. В. Горбина Лучшие попевки и песенки для музыкального развития
малышей – Академия развития, 2006
9. М. Белованова Азбука пения для самых маленьких – ООО
«Феникс»,
г. Ростов -на-Дону, 2011г.
10.И.В. Бодраченко Музыкальные игры для детей в 2-х частях от 3-5
лет и от 5-7 лет – Айрис-пресс Москва 2007
11. И. В. Бодраченко Театрализованные музыкальные представления
для детей дошкольного возрастаАйрис-пресс Москва 2007


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».